В начале сентября новый год отмечают не только учреждения образования. По традиции, сентябрь – стартовый месяц для творческого сезона всех учреждений культуры. Музеи не исключение. К началу сезона они тоже готовят свои премьеры. 10 сентября в Сургутском художественном музее открывается привозная выставка работ Клавдия Лебедева под названием «Искусство как молитва».
Как возникают идеи экспозиций, кто и где подбирает экспонаты для коллекций и почему музей отказался от громкого бренда Сургута – международного форума иронического искусства КАРИКАТУРУМ, «СТ» рассказала директор Сургутского художественного музея Ольга Перепечина.
Начало положено
– Наступила осень, и музей снова начинает свою активную работу. Какую новую выставку смогут посетить любители искусства уже в сентябре?
– 10 сентября мы представляем выставку «Искусство как молитва» выдающегося русского живописца, мастера исторических и жанровых картин Клавдия Лебедева. Впервые в Сургуте будут представлены уникальные произведения автора на религиозную тему из собрания Церковно–археологического кабинета при Московской духовной академии (г. Сергиев Посад, Троице–Сергиева лавра). Выставка откроет зрителям не только художественную ценность произведений Лебедева, но и внутреннее глубокое содержание, отражающее основы православной культуры. Посетить экспозицию можно будет до 14 ноября.
– Почему именно эту тему выбрали для выставки работ художника?
– В собрании музея есть одна работа Клавдия Лебедева «Боярышня рассматривает узор для вышивки». Мы очень любим эту картину, не первый год изучаем и собираем информацию про творчество художника. Наши специалисты видели несколько его картин и в других музеях. Очень хотелось в Сургут привезти полноценную выставку. Однажды мы узнали про большое собрание его работ в Церковно–археологическом кабинете при Московской православной духовной академии. И мы решили их пригласить к нам.
– То есть в основе идеи для любой вашей выставки – это обязательно работы из музейного фонда?
– Да, именно так. Мы всегда отталкиваемся от музейных предметов, которые находятся в нашем фонде. Любая выставка рождается из идеи. Это может быть желание рассказать про художника, чьи работы у нас есть, но мы их еще не «показывали». Или представить интересный период в искусстве через предметы из нашего собрания. Иногда вдохновением может послужить абстрактное слово. Главное, чтобы выставка была комфортной для посетителя, и он смог понять выстроенный нами рассказ. В идеале выйти из музея с какой–то новой для него информацией и хорошим эмоциональным настроем.
Брендовый проект
– В истории вашего музея точно прослеживается желание показать сургутянам и гостям города как можно больше интересных проектов. На вашем счету «КУКЛЯНДИЯ», в рамках которой вы одни из первых в Югре начали собирать авторских кукол, или проекты, представляющие археологическое собрание как «Видевшие лицо Тарн», «Возвращение в Ях», «АРХЕОарт». Но самый крупный из всех – это КАРИКАТУРУМ, международный форум иронического искусства. Но почему–то о нем в последнее время ничего не слышно. В чем дело?
– Мы запустили КАРИКАТУРУМ в 2001 году. В тот период по всему миру появлялись конкурсы разного уровня, связанные с карикатурой и ироническим искусством. Мы решили, что стоит попробовать сделать и у нас. До 2017 года организовали восемь форумов с большими выставками, мастер–классами, приездами художников–победителей. За годы существования форума многое изменилось, например, законодательство, в силу чего теперь музей не может быть держателем международного конкурса. Плюс развитие цифровых технологий привело к тому, что постепенно у нас начало уменьшаться число участников, так как электронный формат работ нам не подходит.
– Разве сейчас цифровое искусство и онлайн–проекты не приобретают больше популярности. Почему КАРИКАТУРУМ не пришел к этому?
– Все просто: мы музей, и для нас важен подлинный предмет. И пусть современные гаджеты имеют самые лучшие технические характеристики, но это не заменит произведение, сделанное собственными руками. И этим все сказано! К счастью, за столько лет существования конкурса у нас собралась коллекция, насчитывающая более 6000 единиц хранения, включающая карикатуру, шарж, ироническую фотографию и скульптуру. Поэтому КАРИКАТУРУМ будет жить и дальше в формате, который продолжится выставками и мастер–классами, но без международного конкурса.
– Как пополняется музейный фонд?
– В нашей коллекции больше 22 тысяч единиц хранения. За ее пополнение отвечает, по сути, весь коллектив. Экспонаты принимаются в собрание через фондово–закупочную комиссию, состоящую из специалистов учреждения. На самом деле этот процесс довольно длительный. Сначала мы «отсматриваем» работы, которые к нам поступают для возможной покупки или в дар. Бывает, что отказываем в приеме работ, чаще всего из–за плохой сохранности, ведь придется проводить реставрацию. Но если предмет искусства представляет большую ценность, он уникален, мы его возьмем в любом случае, так как понимаем, что упустить его будет большой ошибкой.
Опубликованных комментариев пока нет.