Из-за аномально теплой зимы в Сургутском районе на сегодняшний день открыта только половина из шести ледовых переправ. Межмуниципальных переправ в районе нет, поскольку территория практически полностью обеспечена сетью автомобильных дорог. Действующие переправы — технологические, ими пользуются практически все нефтегазовые компании региона, такие как ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Роснефть», ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз». На тех, что сегодня действуют, грузоподъемность снижена до 20 тонн, хотя в прошлые годы в этот же период инспекторы ГИМС давали добро на прохождение большегрузным автомобилям грузоподъемностью до 40 тонн.
Ждут погоды у реки
— Мы не можем увеличить тоннаж, потому что толщина льда не позволяет, — пояснил руководитель Сургутского инспекторского отделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по ХМАО-Югре», старший инспектор Роман Хрущев. — Вы, наверное, знаете, что в декабре на переправе через Иртыш под лед провалился грузовик. Водитель погиб!
Всему виной теплая зима. Сегодня даже на Оби расчетная толщина льда составляет от 30 до 65 сантиметров, хотя в обычные годы лед намораживался до полутора метров. Ситуация не критическая, но опасная, говорят сотрудники ГИМС, и требует пристального внимания. Особенно тех, кто использует снегоходную технику при передвижении по льду. Из-за теплой погоды на водных объектах Сургутского района немало участков, где вода выступает поверх льда, образуя так называемые промоины. После сильного снегопада эти «окна» становятся практически невидимыми. И если человек, управляющий снегоходом, попадает в эти промоины и уходит под лед, то шансов спастись у него практически нет. Его сразу сносит течением.
В связи с этой сложной ситуацией, инспекторы ГИМС МЧС совместно с Ростехнадзором провели операцию «Снегоход».
— В ближайшее время, я думаю, мы вновь проведем подобное мероприятие, поскольку ситуация на водных объектах остается сложной. Мы до сих пор не можем открыть переправы в районе по той причине, что не можем их наморозить, — отметил Роман Хрущев. — В этом году лед на Оби аномально тонкий, мы ожидаем, что при таком температурном режиме ледоход может быть очень ранним. Хотя среднегодовая температура в нашем регионе пока удерживается, и в феврале-марте мы ожидаем установления низких температур.
Однако в настоящее время службам, эксплуатирующим ледовые переправы, в буквальном смысле приходится ждать у реки погоды. Чтобы лед окреп, достаточно нескольких морозных дней. За это время работники зальют и наморозят дополнительные сантиметры дорожного полотна. По прогнозам синоптиков, ждать осталось немного: морозная погода ожидается в районе уже в конце недели.
Рыбакам и море по колено
А пока приходится следить за ситуацией на водных объектах в режиме реального времени. Все-таки первый лед разительно отличается от того, какой образуется сегодня на реках. Он монолитный, прочный и даже при небольшой толщине способен удерживать большой вес. Весной лед становится рыхлым, образуется трубчатая структура, по сути, он превращается в прессованный снег. Такой лед, по словам старшего инспектора ГИМС, ломается без характерного хруста и треска, фактически одномоментно. Сейчас на реках и озерах ситуация опасна тем, что лед продавливается водой как сверху, так и снизу, в результате чего и образуется та самая трубчатая структура, которая обычно наблюдается в весенний период. Более того, даже на озерах и карьерах, где фактически отсутствует течение, из-за неустойчивых температур структура льда остается хрупкой, при этом прочность его может значительно уменьшаться, что существенно увеличивает опасность. Любителям зимней рыбалки следует взять данные факторы на заметку и соблюдать крайнюю осторожность при выходе на водоем.
— Наиболее опасными являются места сопряжения льда с береговой линией, — уточняет Роман Хрущев. — Выезд либо выход на лед должен осуществляться после проверки прочности кромки льда с помощью простукивания подручными предметами. Не надо также передвигаться по льду толпой, лучше всего идти гуськом, соблюдая определенную дистанцию.
Рыболовы вообще доставляют спасателям немало хлопот, а в такую аномальную зиму это увлечение россиян лишь добавляет головной боли. Обычная картина на зимних реках, когда рыбаки, сгуртовавшись на небольшом пятачке, пробуривают на одном гектаре десятки лунок. В крутые морозы лед способен вынести подобную нагрузку, но только не в эту зиму, предупреждают инспекторы ГИМС.
— Конечно, для рыбаков лед толщиной 30 сантиметров — милое дело, не надо долго бурить, проблема в том, что они при этом рискуют сами уйти под лед. Но могу отметить, что сургутские рыболовы в этом году, как никогда, проявляют разумную осторожность и сознательность. Во всяком случае на данный момент не зафиксировано ни одного чрезвычайного происшествия, связанного с любителями подледного лова. Кстати, как и с водителями самоходной техники, к которой относятся и снегоходы, пользующиеся большим спросом у сургутян.
Памятка для водителей самоходного транспорта
- Для преодоления водного объекта необходимо использовать только введенные в эксплуатацию ледовые переправы.
-
Безопасная толщина льда для передвижения на внедорожных мототранспортных средствах (снегоходах) должна составлять не менее 15 сантиметров без учета снежного покрова.
-
Пересечение водного объекта должно осуществляться по кратчайшему пути. Особую бдительность необходимо проявлять при наличии свежего снега, скрывающего опасные места.
-
Не пейте алкоголь за рулем! Спиртное увеличивает чувство усталости, ослабляет вашу способность принимать верные решения и замедляет реакцию
Опубликованных комментариев пока нет.