Выбран регион
×
В Югре
0

Операция «зима»: новая миссия коммунальщиков

Читать «Новости Югры» в

В Югре стартовал отопительный сезон. В этом году у работников сферы новая миссия – не просто обеспечить теплом каждую квартиру и наладить бесперебойную работу котельных, но и сделать все для комфортного проживания людей. Рассказываем, какие задачи стоят перед коммунальщиками региона и как они собираются их решать.



Хартия
В Югре вступила в силу и открыта для подписания Хартия добросовестных участников деятельности в сфере содержания и управления многоквартирными домами. Ее главными приоритетами является обеспечение комфортных условий проживания в многоквартирных домах и защита потребителей жилищно-коммунальных услуг от недобросовестных организаций и частных лиц, предоставляющих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства в округе.
Губернатор Югры Наталья Комарова призвала добросовестных «домоуправителей» – участников региональной конференции представителей отрасли ЖКХ присоединиться к Хартии.

комарова_111-5.jpg
– Жилищно-коммунальный комплекс – инфраструктурная отрасль экономики, от которой прямо зависит качество жизни югорчан. Соответствие оплачиваемого объема и качества коммунальной услуги – главный запрос граждан, – отметила глава региона.
Наталья Комарова подчеркнула, что необходимо разработать конкретные решения, для достижения главной цели – повышения качества оказываемых коммунальных услуг, до полного соответствия запросам жителей.
– И если мы действительно едины в этой цели, предлагаю присутствующим организациям присоединиться к Хартии. Ее текст разработан, предварительно обсужден с участниками конференции. Консолидация усилий, общее понимание ценностей, заложенных в документе, – эффективные инструменты достижения целей, – сказала Наталья Комарова.
К  Хартии уже присоединились участники конференции. Теперь под ней подписались 93 представителя организаций, ведущих свой бизнес в сфере управления многоквартирными домами, ведомств автономного округа и органов местного самоуправления, некоммерческих и саморегулируемых организаций.
Документ предусматривает неукоснительное соблюдение принципов консолидированного взаимодействия, добровольную ответственность за нарушение принятых на себя в рамках Хартии обязательств.

Кнут и пряник
В понятие «комфортное проживание» югорчане включают и взаимодействие с управляющими компаниями.  Жильцы многоквартирных домов редко видят представителей своих управленцев, а если и встречаются с ними на территории организации, то по поводу жалобы на какие-то недостатки в работе.
Сглаживать острые углы в отношениях жильцы – «управляющая компания» можно быстрым реагированием на возникающую проблему. Если этого не происходит, то отношения превращаются в треугольник, где третий участник – это Жилстройнадзор Югры, призванный проверять жалобы и указывать на недостатки, выписывая предписания.
Но в округе вывели  новую формулу взаимодействия. Заместитель губернатора Югры Ольга Литова рассказала участникам конференции о «кнуте и прянике» и новых подходах к регулированию правоотношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства:

литова копия.jpg
– Проверка как средство влияния на поведение управляющих компаний утрачивает свою актуальность. Контроль должен обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушения обязательных требований. Для решения проблемы порой достаточно помочь разобраться в сложившейся ситуации и сделать правильные выводы. Введенный в 2020 году мораторий на проведение проверок предпринимателей, осуществляющих обслуживание многоквартирных домов, доказал, что управляющие, ресурсоснабжающие организации готовы реагировать на «замечания» Жилстройнадзора Югры без выдачи им предписаний либо без привлечения к административной ответственности.
Результаты работы Жилстройнадзора Югры доказывают правильность выбранного курса. Так, за 1 полугодие текущего года проведено 888 надзорных мероприятий, что в 2,5 раза меньше, чем за аналогичный период 2021 года. При этом количество обращений, на основании которых проводились проверки, снизилось лишь на 10%.

Быстрый ответ в соцсетях
Общение населения с властью и управляющими организациями теперь зачастую происходит удаленно. И это тоже часть комфортной среды. Не надо тратить время на поход в управляющую компанию, регистрировать документ и ждать ответа до 30 дней по регламенту. Теперь все 225 управляющих компаний подключены к работе на портале Госуслуг и в ГИС ЖКХ. Там же жильцы многоквартирных домов оставляют свои обращения.
– Несколько лет назад большую часть обращений составляли собственноручно написанные заявления, поданные в управляющую компанию лично. Сегодня на первом месте обращения, оформленные через платформы ГИС ЖКХ и «Госуслуги. Решаем вместе» или социальные сети. При этом качество рассмотрения обращений граждан стало лучше. Конкретная проблема гражданина, о которой он сообщает в интернете, может положительно решиться за 1-2 дня, – комментирует новацию Ольга Литова.
Через платформу обратной связи также обеспечивается вовлечение граждан в решение вопросов ЖКХ. Например, внедрены в практику опросы.
По результатам онлайн-опроса на тему: «Насколько вы осведомлены о деятельности своей управляющей организации?», проведенного с 20 мая по 20 июня 2022 года, итоги таковы: 85% населения знает, какая фирма обслуживает их дом, 57% респондентов не удовлетворены качеством услуг обслуживающих организаций, и лишь 7% полностью довольны работой управляющих компаний, 40% опрошенных югорчан вообще готовы сменить управляющую компанию, 59% связывались с УК по телефону, 49% приносили заявления лично, 27% использовали в общении со специалистами мессенджеры, а 11% подавали обращения через электронные платформы.

кран.jpg

О ценах и долгах
Что портит жизнь и нервы жильцам многоквартирных домов? Они не довольны стоимостью оказываемых услуг. Об этом заявило большинство опрошенных югорчан на платформе обратной связи.
Но если жильцы домов считают цены высокими, то управляющие компании в свою очередь заявляют о заниженных расценках.

тарасенко.jpg
– Один из основных вопросов в сфере управления многоквартирными домами – расчет размера платы на содержание мест общего пользования, – считает исполнительный директор саморегулируемой организации некоммерческое партнерство «Управляющих компаний жилищно-коммунального комплекса Югры» Александр Тарасенко. – Размер платы утверждается собственниками помещений в доме по заниженным расценкам, не учитывая нормативную базу и состояние дома. При этом жильцы ориентируются на муниципальные тарифы, доверяя больше органам власти, чем управляющим организациям. Несмотря на то что расчеты подготавливаются специализированными организациями на базе нормативно-правовых актов и являются экономически обоснованными. При этом значительно выросла стоимость расходов на матресурсы, технику, энергию и ГСМ, что существенно повлияло на рост стоимости содержания жилищного фонда. Однако вопрос пересмотра тарифов на муниципальном уровне не решается.
Кроме того, на деятельность управляющих организаций отрицательно влияет задолженность за потребленные жилищно-коммунальные услуги.
– Платежная дисциплина отсутствует не только у собственников квартир. Задолженность за муниципальное жилье колеблется в диапазоне от 30% до 70% от долга некоторых управляющих компаний. Причина в том, что муниципалитет, как собственник муниципальных квартир, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, не несет финансовой и административной ответственности за нанимателей муниципальных квартир, – отмечает Александр Тарасенко. – Наличие задолженности для управляющих организаций означает, что они не смогут продлить лицензию в 2023 году и дома останутся без управления.
Выходит, что и управляющим компаниям некомфортно, а ведь они тоже югорчане. Как же уладить эту проблему?
Руководитель некоммерческого партнерства предлагает разработать алгоритм работы с задолжниками и с задолженностью, в частности провести взаимозачет между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями.

Рейтинг управляющих компаний
Одним из стимулов повышения эффективности работы обслуживающих организаций в правительстве Югры считают составление и опубликование рейтинга управляющих компаний.
Напомним, что глава региона в июле поручила Жилстройнадзору Югры совместно с Центром управления регионом разработать, апробировать и ввести в эксплуатацию методику рейтинга управляющих компаний, организаций, учитывающих мнение населения. При этом, в системе оценки качества и безотказности предоставляемых услуг, в том числе жилищно-коммунальных, основную долю должно иметь мнение населения.
О работе над поручением главы региона рассказала заместитель губернатора Ольга Литова:
– Что важно при определении критериев оценки управляющих организаций? Учитывать предложения югорчан, к которым мы обратились через опрос на платформе обратной связи. Таким способом мы предоставили жителям возможность высказаться, что для них является важным при выборе управляющей компании. Основные критерии, озвученные гражданами: удовлетворенность граждан услугами, тесная работа с жильцами путем проведения собраний, скорость реагирования на заявки и качество содержания многоквартирного дома и придомовой территории. Сейчас в Нефтеюганске запущен пилотный проект по оценке управляющих организаций.  В положительном исходе проекта мы не сомневаемся, и в 2023 году такой рейтинг будет составлен во всех муниципалитетах автономного округа.
Это поможет жителям округа выбрать лучшую управляющую компанию для своего дома, а управляющие компании будут стремиться к улучшению качества услуг, чтобы не оказаться в хвосте рейтинга.

замена13.jpg

Цифры и факты
В Югре к отопительному сезону готовы все 538 котельных и 358 центрально-тепловых пунктов. Как и в предыдущие годы, 1 сентября отопление поступило в социальные объекты, больницы, школы и детские сады.  А с 15 сентября тепло пойдет во все дома югорчан.
На подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства и субъектов электроэнергетики к осенне-зимнему периоду выделено 8,8 млрд рублей.
Стоит заметить, что сети теплоснабжения в регионе протянулись на 3 470,1 км, а длина сетей газоснабжения – 2728,5 км. К началу отопительного сезона в автономном округе проведена замена ветхих сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, общая протяженность которых составила 77 км.
Объемы поставленного топлива в муниципальные образования выполнены на 100% – завезено 15 772 тонн угля и 2 713 тонн дизельного топлива.
В целях предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства автономного округа сформировано 435 аварийных бригад, работающих в круглосуточном режиме, укомплектованных необходимыми материалами, техническими ресурсами, специальной техникой и людьми.
Прошлая снежная зима, кроме забот о горячих батареях, обеспечила управляющие компании и муниципальные службы проблемами, связанными с вывозом и утилизацией снега.
Сегодня управляющие компании заранее обсуждают этот вопрос с представителями региональных органов власти. Они предлагают разграничить зоны уборки, чтобы не оставалось бесхозных территорий. А также проработать вопрос с площадками утилизации снега, которые были переданы муниципалитетами в аренду частникам, а те устанавливают собственную стоимость утилизации, и это влияет на цену, которая переносится на потребителя.
– Для повышения эффективности работы в муниципальных образованиях требуется большая вовлеченность в этот процесс органов местного самоуправления. Прошедший зимний период, когда муниципалитеты автономного округа засыпало снегом, который длительное время никто не собирал и не вывозил, в очередной раз подтвердил недостаточное участие глав муниципалитетов в решении вопросов местного значения. Правильно выстроенные процессы, умение прогнозировать возникновение «болевых точек» позволит избежать массового недовольства жителей и, как следствие, отсутствие необходимости участия в разрешении проблем контрольных органов, – прокомментировала ситуацию модератор конференции Ольга Литова.

Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале.

Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен, Viber.
Комментарии (0)

Авторизуйтесь, или оставьте



Не пропустите важное - в телеграм!

Подписаться