На минувшей неделе Ханты-Мансийск посетила член Общественной палаты Российской Федерации Елена Тополева-Солдунова. График ее рабочей поездки был насыщенным: она приняла участие в региональной конференции предпринимателей «Малый бизнес Югры: новые возможности развития» и как директор Агентства социальной информации подписала соглашение о сотрудничестве между правительством Ханты-Мансийского автономного округа и возглавляемой ею структурой.
Кроме того, Елена Тополева-Солдунова встретилась с югорскими общественниками и представителями ряда окружных ведомств, участвовала в выездном заседании рабочей группы по разработке раздела «Гражданское общество» проекта стратегии социально-экономического развития Югры до 2030 года.
Последние 23 года она занимается продвижением НКО и гражданских инициатив. По ее словам, эта работа дает ей возможность участвовать в принятии решений в сфере социальной политики, достигать конкретных ощутимых результатов. Каких результатов добилась Югра в деле построения гражданского общества, развития социального предпринимательства и привлечения в эту сферу некоммерческих организаций? Об этом она и рассказала корреспонденту «Новоостей Югры».
Кто может быть опорой власти
– Елена Андреевна, вы активно участвовали в заседании рабочей группы по разработке раздела «Гражданское общество» проекта стратегии социально-экономического развития Югры до 2030 года. Как вы оцениваете этот раздел? Какие у него плюсы и что, может быть, югорчанам надо доработать?
– Мне кажется, что если такой раздел («Гражданское общество» «Стратегии-2030») есть, это правильно. И на мой взгляд, рассчитывать на бурное социально-экономическое развитие без опоры на гражданское общество не стоит. Можно, конечно, рассчитывать на мудрость власти, что она сама все придумает, просчитает и все исполнит. Но на самом деле, если власть не будет опираться на мнение граждан, вряд ли можно ожидать в полной мере реализации этой стратегии. И в Ханты-Мансийском автономном округе это очень хорошо понимают. Для меня было открытием, что здесь самые важные решения на уровне власти принимаются только после консультации с общественностью. Это очень здорово и правильно, и, собственно говоря, поэтому такие решения работают. И такие вещи должны быть зафиксированы в стратегических документах. Опыт Югры достоин тиражирования в других регионах страны.
Еще меня удивило (я нигде такого не видела), что в Ханты-Мансийском округе руководителей департаментов назначают на должность только после того, как они пройдут широкое общественное обсуждение, расскажут о своей программе, ответят на вопросы жителей. Я думаю, этот аспект надо тоже зафиксировать в стратегии.
Кроме того, мне бы еще хотелось, чтобы в этом документе нашли отражение те положения, которые существуют в проекте федерального государственного документа, который называется «Концепция содействия развитию социально ориентированным некоммерческим организациям». Этот документ сейчас активно разрабатывается и обсуждается на площадке Общественной палаты РФ, а на итоговом форуме сообщества 3–4 ноября будет передан президенту.
Как «выращивают» предпринимателей
– Какие еще встречи на югорской земле, кроме конференции предпринимателей и обсуждения стратегии, были для вас интересны и полезны?
– У нас была очень интересная встреча в общественной палате, где в разговоре участвовали как общественники, так и представители всех департаментов социального блока: образования, культуры, здравоохранения, социального развития, а также департамента общественных и внешних связей.
Также присутствовали (что для меня было очень интересно) представители негосударственных организаций, которые сегодня уже вышли на рынок социальных услуг при помощи правительства Югры. Например, частного детского сада и резиденции для пожилых людей. Представители центра инноваций социальной сферы мне рассказали, каким образом в Ханты-Мансийском автономном округе «выращивают» социальных предпринимателей. Я узнала, что такая работа (по созданию и развитию социального предпринимательства) ведется даже в местах заключения граждан. Это для меня стало настоящим открытием!
Во время этой встречи об опыте Югры я исписала толстую пачку бумаги, и, когда вернусь в Москву, обязательно буду об этом рассказывать своим коллегам, и эти новации мы обязательно будем изучать, транслировать на другие регионы. Очень важно, чтобы этот опыт не только внедрялся, но и был описан, чтобы потом рассказать о них другим.
Сейчас в стране складывается очень интересная ситуация. Президентом и Правительством России поставлена задача вывести некоммерческие организации и бизнес на рынок социальных услуг. Делается это для того, чтобы между предприятиями, НКО появилась нормальная конкуренция, соревнование – кто станет поставщиком этих услуг за бюджетное финансирование. Таким образом, повысится их качество, а получатели будут удовлетворены.
Задача поставлена. Для ее решения правительством были разработаны прекрасные документы. Но, к сожалению, во многих регионах пока даже и не задумывались заняться этим направлением деятельности. И здесь появляется опасность кампанейщины, превращения этой работы в фикцию! И для того, чтобы этого не случилось, надо показывать удачные примеры развития социального предпринимательства. И здесь как раз опыт Югры, который будет описан и задокументирован, должен помочь другим субъектам Федерации выстроить реальную работу. Повторяю, опыт вашего региона – бесценен!
– На какой период рассчитан процесс выхода предпринимателей и НКО на рынок социальных услуг? Не может ли получиться так, что государство передаст эти услуги предпринимателям и, образно говоря, умоет руки, и чиновникам не будет дела ни до качества этих услуг, и будут ли они реально предоставляться вообще? Как можно этот процесс контролировать?
– Конечно, такие вещи не делаются в одночасье. И опять же в этом деле никакая штурмовщина и кампанейщина не нужна, и даже больше – вредна! Этот процесс должен идти постепенно, последовательно, системно. Должно быть понимание этой задачи со стороны всех игроков: органов власти, ответственных за решения, поставщиков услуг, будь то бизнес или НКО. Тут нужно мыслить категориями пяти – десяти лет.
Какие тут могут быть угрозы? Для граждан – только в том случае, если будут создаваться какие-то негосударственные структуры, которые окажутся не готовы взять полномочия по оказанию социальных услуг. Да такой риск есть. Но, во-первых, никто не предполагает совсем вывести государство из этой сферы. И государственные, и бюджетные учреждения как работали, так и будут работать в «социалке». Только они будут понимать, что их существование (останутся ли они на рынке) будет зависеть от эффективности их работы. Сейчас они не очень стараются улучшить свою работу, потому что конкуренции нет.
И еще. Я не думаю, что государство будет давать возможность кому попало работать на этом рынке. Раз оно включает в списки и реестры социальных предпринимателей и НКО, возмещает их расходы, то, по сути, и отвечает за эти организации. Мне кажется, тут риски минимальны. Проблема в том, что граждане привыкли к тому, что соцуслуги оказывают государственные предприятия, и будут относиться к частнику с недоверием. Поэтому на федеральном уровне затевается некая кампания по популяризации эффективных негосударственных поставщиков в лице НКО и социальных предпринимателей.
– И последний вопрос. Что дает сотрудничество Югры с Агентством социальной информации?
– Я рада, что у нас будут партнерские отношения с Ханты-Мансийским автономным округом. Это даст возможность транслировать на всю страну инновационный опыт Югры по выходу НКО, предпринимателей на рынок социальных услуг. У вас люди вовлекаются в процесс принятия решений, в процесс общественного контроля. Этот опыт – опыт развития демократии.
Досье
Елена Тополева-Солдунова – член совета Общественной палаты РФ, председатель комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан. Директор автономной некоммерческой организации «Агентство социальной информации».
Входит в состав комиссий и экспертных советов многих государственных и общественных организаций, в том числе является членом экспертного совета Агентства стратегических инициатив, а также совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере.
Елена Тополева-Солдунова – признанный специалист в области социального маркетинга, связей с общественностью, социальной рекламы, корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности. Автор многочисленных публикаций в прессе, посвященных социальному предпринимательству и другим аспектам деятельности социального сектора. Ведет активную общественную деятельность и своими выступлениями на конференциях, дискуссиях, круглых столах привлекает внимание общества к социальной проблематике. Является инициатором внедрения социальной отчетности для бизнеса в соответствии с международными стандартами.
Агентство социальной информации, возглавляемое Тополевой-Солдуновой, является одной из ведущих экспертных и информационных российских структур в области развития гражданского общества.
Опубликованных комментариев пока нет.