Оказывается, учиться и в тюрьме не поздно. Журналист «Новостей Югры» лично смогла увидеть, как ее обитатели набираются уму-разуму.
В исправительную колонию №15, расположенную в поселке Северный близ Нижневартовска, ехать душа не лежала. Но профессиональное любопытство победило: уж очень хотелось посмотреть, как там людям живется-можется, и понаблюдать за участниками конкурса профмастерства.
От тюрьмы да сумы
Накануне подготовки материала вспомнилась одна знакомая, у которой муж находится в местах не столь отдаленных. Дай, думаю, свяжусь с ней.
– Настя, а твой благоверный в колонии получает образование?
– Учится. Мой милый уже приобрел специальность автослесаря. Сейчас с металлом работает. Короче, вечный студент, так хоть есть надежда, что выйдет и за ум возьмется, работать пойдет. У нас двое детей, кормить надо, одевать, – ответила женщина.
«Интересно», – подумала я.
А председатель Общественной палаты Югры, руководитель Ассоциации детских и молодежных объединений Югры Ирина Максимова заверила: «Ваша позиция изменится. Это надо увидеть, понять и принять».
Стоит отметить, что конкурс профмастерства в ИКТ-15 проходит в рамках проекта «Путь к профессии», получившего грант президента РФ.
– Мы уже несколько лет проводим этот конкурс, – поясняет Ирина Максимова. – Удалось выиграть и грант на эти цели. Его сумма небольшая – 700 тысяч рублей, но мероприятий запланировано немало. Это не только конкурсы профмастерства, но и встречи с потенциальными работодателями.
Итак, ИКТ-15. Телефоны и паспорта сданы. Наше путешествие начинается с пункта «пропуска лиц»: высокие стены, колючая проволока, контрольно-следовая полоса, как на границе, фотографировать здесь нельзя. Чувствую себя неуютно, но железная решетка за спиной уже захлопнулась. В колонии более 380 человек. Все – впервые получившие срок. Другими словами, рецидивистов здесь нет. Поступившие в колонию распределяются по отрядам. Те, кто успел «на воле» получить профессию, могут работать: здесь есть швейный и столярный цеха, участок по металлообработке, автосервис, хлебопекарня, тепличное хозяйство. Если профессии нет, можно пойти учиться в профтехучилище. Если осужденный не имеет образования, девять классов он окончит здесь, причем в обязательном порядке.
Там, где делают макароны
От учебы здесь никто не отказывается, как и от участия в конкурсе профмастерства.
В итоге местные повара, слесари, электромонтеры, сварщики, столяры, автомеханики и швеи соревновались за право называться лучшими.
На первом этапе конкурсанты показывали теоретические знания, на втором – практические навыки. Они готовили салаты, пекли сырники, шили хирургический костюм, занимались сваркой. Учитывалось все: время, качество, соблюдение правил безопасности
– Но один из главных факторов – это встреча с будущими работодателями, – говорит Ирина Максимова.
Среди них, например, генеральный директор УК «Строй-
ИнвестХолдинг «Белоярская Долина» Марина Демидова.
– Нам очень нужны рабочие руки, – говорит она. – Готовы взять на работу и тех, кто отбыл наказание. Подобный опыт уже есть. Могу сказать, что многие на сто процентов используют этот шанс.
– А бывало, что подводили?
– Не без этого. Брали аванс и исчезали. Но таких единицы. Согласитесь, людям надо верить.
Эту позицию поддерживает и Ирина Максимова.
– Бывало, иду по Сургуту, а мне кричат: «Ирина Ивановна, здравствуйте! Я уже освободился. Знакомьтесь – это моя жена», – рассказывает она. – Неправда, что люди не хотят работать. Практика доказывает обратное. Разумеется, и меня иногда обманывают. Но это не повод перестать верить в людей.
– Заметьте, что больше пятидесяти процентов наших людей трудоустроены, – рассказывает заместитель начальника колонии
Виталий Поленок. – Мы даем возможность осужденным освоить свыше десяти специальностей, так что каждый может найти занятие по душе.
Среди таких Александр Богачев. За решетку попал, как и многие отбывающие здесь срок, за употребление наркотиков.
– Дурак был, – честно признается он. – На воле меня ждут мама и брат. Семьи нет, но очень бы хотелось создать. В сентябре планирую пойти учиться на пекаря. Люблю готовить. Мама говорит, что из меня вышел бы хороший повар. Сидеть мне еще три года, так что на получение профессии есть время. А в конкурсе профмастерства как раз и участвую в номинации «Пекарь». Если стану победителем, меня ждет поощрение.
Поощрение – это, например, право на дополнительную передачу или свидание и, разумеется, подарки, но только разрешенные по закону.
– Мы сами печем хлеб, делаем макароны, – продолжает Александр Богачев. – Вообще здесь кормят просто отлично.
Зарплата есть
Согласно действующему законодательству с осужденных, которые работают на производстве, вычитаются суммы на питание, коммунальные услуги и вещевое имущество. Оставшиеся средства могут потратить на себя – в колонии есть магазинчик.
Жизнь здесь идет строго по расписанию: подъем в 6 утра, отбой в 22 часа. И с этим не поспоришь. Обязательно – зарядка. На территории есть даже спортивная зона. На что обратила внимание: при появлении руководства колонии осужденные вытягиваются в струнку. И кажется, что в исправительном учреждении царит безупречное подчинение, что здесь живут тихо и мирно.
– С дисциплиной у нас строго, – уточняет заместитель начальника колонии Виталий Поленок. – Иначе никак.
Его слова подтверждает и осужденный Александр Соловьев.
– Я в колонии уже семь лет, – рассказывает он. – Чуть меньше месяца осталось до освобождения. Меня ждут родители и жена. Сюда больше не вернусь. Это точно. Зато научился хорошо готовить.
– У нас уже есть конкретные примеры людей, которые после выхода из мест лишения свободы устроились по специальности, полученной за решеткой, – говорит Ирина Максимова. – Вероятность рецидива значительно снижается, когда «выпускник» находит себе подходящую работу, так сказать, по душе.
То, что здесь учат не для галочки, показал и прошедший конкурс профмастерства.
– У участников хороший уровень подготовки, – отметил член жюри в номинации «Автослесарь», специалист ПАТП-1 Александр Панов. – Все хорошо справились как с теорией, так и с практикой. Такие люди при желании легко найдут себе работу.
Уже в августе победители конкурса профмастерства югорских исправительных колоний № 15 и 11 встретятся вновь, чтобы определить, кто из них может носить звание настоящего мастера.
…Выхожу на свободу тем же путем: решетка – колючка – решетка, получаю обратно телефон и паспорт. Трех часов в колонии хватило, чтобы понять: жизнь здесь организована неплохо, но на воле лучше.
И все же соглашусь с Ириной Максимовой: от тюрьмы да сумы не зарекайся. И подобные проекты, как нынешний конкурс профмастерства, нужны. Ведь они, как уже доказала практика, действительно работают.
Кстати, вполне возможно, что телеоператоры нижневартовских СМИ проведут для заключенных мастер-класс. К ним с этой просьбой обратилась председатель Общественной палаты Югры. И кто знает, возможно, через пару лет в конкурсах профмастерства, проводимых в колониях региона, появится новая номинация – «Телеоператор».
Опубликованных комментариев пока нет.