92.2307   $ 76.9808





×
Общество
0

От филиала - к ведущему университету

Нижневартовский государственный университет в этом году отмечает свое 25-летие.


 

Времена, когда на Севере только добывались природные ресурсы и люди жили здесь исключительно в силу «производственной необходимости», ушли в прошлое. Сейчас большая часть югорской молодежи связывает свое будущее с работой в округе. В основе этого - социально-экономическая политика округа, а также создаваемая у нас непрерывная система образования - от дошкольных заведений до вузовской подготовки. В Югре действуют пять местных вузов. Еще два десятилетия назад это казалось невозможным. О современной системе высшего образования в День российского студенчества мы беседуем с президентом Нижневартовского государственного университета Анатолием Карповым.


В 80-е годы прошлого века не только в нашем городе, но и в целом по округу наблюдался острый дефицит педагогических кадров. Только в Нижневартовске не хватало почти 500 учителей. Поэтому в 1988 году было принято решение открыть у нас филиал Тобольского государственного педагогического института имени Д.И. Менделеева. 

Счастливое стечение обстоятельств

- Эта ситуация удивительным образом благоприятно разрешилась, - рассказывает президент Нижневартовского государственного университета, кандидат филологических наук, профессор Анатолий Карпов. - В 1988 году в городе открылся филиал. Разумеется, этому событию предшествовало озвучивание этой идеи, поддержка властей и объединение единомышленников. Нас поддерживал тогдашний председатель край-
исполкома Александр Васильевич Филипенко. На местном уровне - председатель горисполкома Георгий Евгеньевич Черников. Скажем так, ускорил процесс приезд в наш город председателя Совета министров СССР Николая Ивановича Рыжкова. На одной из встреч с ним была озвучена мысль о том, что имеется дефицит педагогических кадров и надо бы открыть здесь филиал. Рыжков одобрил, и идея стала воплощаться в жизнь. Так, осенью 1988 года Нижневартовский филиал Тобольского госпединститута принял первых 150 студентов. Они обучались на трех факультетах. Я был назначен директором. Нас временно разместили на третьем этаже школы №25. Вдохновленные новым делом, мы ничуть не ощущали каких-либо неудобств. 
Помнится, однажды Александр Филипенко, будучи уже губернатором округа, сказал, что филиал, дескать, должен стать самостоятельным вузом. И это тоже случилось. В 1992 году. В новом тысячелетии, в 2005 году, институт преобразовался в гуманитарный университет. В 2013-м мы стали классическим университетом. Сегодня в университете обучается более 
4 тысяч студентов. Из них около 3 тысяч получают образование на дневном отделении. Первые годы в основном обучалась молодежь города и Нижневартовского района. Теперь география намного шире. Последние годы к нам приезжают учиться юноши и девушки из Томской области и других регионов России. Приятно отметить, что большинство выпускников работают по специальности. Развиваются технические направления, где можно получить специальность инженера. В самом начале у нас не было такой идеи, ее нам подсказало время. 
На мой взгляд, на факультете дизайна и искусств сложилась своя нижневартовская художественная школа. Это дорогого стоит. 
Разумеется, университет во многом состоялся благодаря тем людям, которые стояли у истоков. Мне как руководителю думается, судьба в этом плане улыбнулась. Удивительным образом собрались интересные люди, с которыми было легко и плодотворно работать. Это Анатолий Владимирович Абрамов, Ибрагим Мутелимович Ибрагимов, Рафаэль Айратович Бурханов, Евгений Андреевич Овчаров, Ревлина Ильинична Солопова, Альбина Михайловна Кошкарова, Светлана Николаевна Васильева и другие. 

Вовремя сдать отчет и… не проглядеть талант

- Я делюсь только собственными впечатлениями, которые накопил в течение многих лет преподавания и общения с молодежью. На мой взгляд, студент заметно изменился. Есть хорошие моменты и не очень. Сегодняшний студент более прагматичный, чем, скажем, советский. Многие наши выпускники, получив в университете базовое высшее образование, устремляются получить еще одно. Нередко в нашем же вузе. Таким образом, молодой человек хочет быть востребованным специалистом на рынке труда. Я считаю, по-настоящему специалистом становятся после пяти, а то и 10 лет работы по специальности. Нужен опыт. В результате реформ образование кое-что приобрело, а что-то и растеряло. На мой взгляд, так называемое подушевое финансирование в высшей школе негативно отражается на качестве образования. Как это выглядит в реальности. Принял вуз 25 студентов и ровно столько же должен выпустить с дипломом о высшем образовании. А что, если студент не хочет учиться или в какой-то момент решит, что выбрал не ту специальность? Такое тоже бывает. Есть люди, которые в силу определенных причин не могут усвоить программу высшей школы. Но вуз таких тянет. Потому что в случае отчисления бюджет учебного заведения заметно худеет. По цепной реакции падает заработная плата преподавателей. 
Озвучу еще один негативный момент. Современное образование буквально тонет в формализованности. Множество отчетов, сопроводительных документов отвлекают преподавателя от самого важного - обучения студента содержанию. На деле получается, что оценивается не качество преподавания, а насколько своевременно и красиво сделан отчет. Что такое образование? Оно никогда не дает сиюминутного результата. На это нужно время. Более того, ни одно, даже самое прекрасное образование не может состояться без воспитания. Самое плохое, что в череде отчетов преподаватель может упустить из поля своего внимания таланты. Это непростительное дело. Любому юному уму нужна поддержка. Может быть, и я за долгую преподавательскую деятельность не заметил чей-то талант. Но, признаюсь, старался замечать. Помнится, еще на первом курсе в далеком 1994 году в моих студентках оказалась Оля Култышева. Ее интерес к русскому языку и литературе можно было заметить по глазам. На лекции они начинали светиться по-особенному, добрым любопытством к сказанному слову и моей мысли. Это интересная девушка окончила аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию, а затем - докторскую. И это в 29 лет! Область ее исследования - творчество Владимира Маяковского. Сегодня Ольга Михайловна ведущий маяковед России.

Пять вузов в Югре готовят кадры для округа:  Сургутский государственный университет, Сургутский государственный педагогический университет, Нижневартовский государственный университет, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, Югорский государственный университет.

 Говорят почти все. Знают немногие

- Сегодня, к сожалению, об образовании берутся рассуждать все, кому не лень. Наверно, это неплохо. Опять же я высказываю свою точку зрения. Не надо было ломать старую советскую начальную школу. Мое поколение в начальных классах учили считать, читать и писать. В некотором роде это была даже муштра. Но хорошая. Сегодня ребенок в этом возрасте получает множество знаний. Большинство ребятишек не справляются с таким потоком информации. Знаю, что многие родители делают домашнюю работу своим детям. Такое образование лишает человека одной очень важной детали - самостоятельности. Плохо дело, если ребенок ходит в школу не за знаниями, а для того, чтобы сдать ЕГЭ. Это большая разница. Даже после вуза такой человек может сделаться просто дипломированным кретином, не способным принимать решения на профессиональном уровне, конструктивно и глубоко мыслить, не умеющим обучаться в дальнейшем, то есть расти в своей специальности. Разве такие люди могут успешно учить, лечить людей, строить, вообще что-нибудь придумывать, изобретать?

Высшая школа живет надеждой

- Думается, что нынешняя формула развития высшей школы будет изменена. Потому что до конца остается непонятной двухуровневая система образования. С бакалавриатом еще более-менее ясно. А вот с магистратурой - нет. Получается так. В магистратуру может поступить любой человек, имеющий базовое высшее образование. Например, строитель поступает на филологический факультет. Мне как преподавателю надо дать ему высшие знания в области языка. А у моего студента нет базового филологического образования. Начинать с азов - значит, тормозить весь учебный процесс. Думается, что наше образование, которое не раз терпело реформы, все же не растеряло надежды и таланта образовывать. Образовывать, чтобы сделать человеком. Вот чего нельзя терять образованию. 

Теги статьи: #Образование

Автор текста: Алина Ильина.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии