В нашем календаре несколько лет назад одна дата сменилась другой: 7 ноября упразднили, на смену пришел День народного единства. Мы, рожденные в 50-60-е, и все, кто старше, знаем, чему посвящен этот день, знаем о Смутных временах, Семибоярщине, Минином и Пожарском. Но мы помним и дату Великой Октябрьской революции. Нас миллионы. Поколение мамонтов, так я его называю. Потому что мы, как и эти гиганты, уйдем со сцены молча. Нас таких молчальников-печальников большинство. Вымрем как шерстистые мамонты… Но я, как хазановский попугай, молчать не хочу. И не буду. Потому что с нами поступили несправедливо и потому что мы помним о завоеваниях Октября.
А еще потому, что мы пережили новейшие Смутные времена и помним, как говорили нам в восьмидесятые, что социализм по сути своей нежизнеспособен, что коллективизм рождает иждивенцев и уравниловку и что общее – это ничье. И что только хозяин, собственник может двигать экономику. Вот будет у заводов и предприятий частник, и все мы заживем ого-го!
И показывали по телевизору нам, наивным советским буратинам, как там - на Западе - все окей, какие дома и квартиры у работяг, как безработные разъезжают на собственных авто - неизбывная мечта каждого «совка». А главное – какое изобилие всего! Нам, задавленным искусственным дефицитом, их полки и витрины были словно пещеры Алладина. Смотреть на это изобилие жителям страны Советов, давившимся в очередях за докторской колбасой и апельсинами, было больно. И мы купились на эту красочную мишуру и согласились на приватизацию, мы сами отдали наши заводы и фабрики, рудники и шахты хозяевам. Как бонус получили приватизацию квартир и даже незабвенные ваучеры, с которыми жители деревень и сел не знали, что делать. «Волг» на всех не хватило, да и галопирующая инфляция обесценивала их не по дням, а по часам. У кого-то из сельчан эти бумажки до сих пор хранятся где-то за иконкой, кто-то попросту пропил их, кто-то продал. Вкладывать эти чеки жителям колхоза имени «40 лет без урожая» было не во что. Да они и слов таких мудреных не слыхивали: ваучеры, приватизация…
Да уж, сказать, что мы идиоты, значит, ничего не сказать. Папуасы, обменявшие чистое золото на стеклянные бусы. А далее - вслед за заводами и пароходами - у нас отняли то, что было завоевано немыслимыми жертвами: бесплатное высшее образование, бесплатное здравоохранение, право на труд, право на бесплатное жилье, прописанные в основном законе нашего государства – Конституции. Именно отняли, потому что эти гарантии мы отдавать не собирались. Об этом и речи не было, когда заваривалась эта крутая каша. Но недаром говорят, отдашь мизинчик – тут же оттяпают руку. Оттяпали, да еще как!
Впрочем, и наши реформаторы тоже были далеко не дураки: народ «натянули» на ваучер красиво, ничего не скажу. Народное добро уплыло к «эффективному» частнику, так появились первые официальные миллионеры. Их попросту назначали, да не абы кого, а наиболее приближенных. Про остальных миллионЭров умолчу, все прекрасно знают, как зарабатывались эти миллионы тогда.
А еще я и подобные мне «ископаемые» прекрасно помним американскую шоковую терапию, выбросившую на обочину жизни миллионы человек. Россия начала вымирать невиданными темпами: за короткий период страна потеряла, по самым скромным подсчетам, от 9 до 13 млн человек. И это в мирное время.
Зато мы все стали господами. И перекрывали голодные, ограбленные господа железные и автодороги, сидели господа на Горбатом мосту, стучали касками и требовали: «Американскую модель - после американской зарплаты». Уродливая модель была, а вот обещанной американской зарплаты так и не дождались, зато сегодня мы платим за все мыслимое и немыслимое. А мне непонятно – почему я, мы, он, она должны платить… Кто отжал общеНародное достояние, тот пусть и платит. По-моему, это справедливо. Мы же платим налоги? Платим. Причем что с моих грошей, что с зарплаты Чубайса индифферентно отчисляются равные 13 процентов. А как насчет прогрессивной шкалы? Вот только не надо тут петь о коррупции, о том, что доходы уйдут в тень и прочее бла-бла… Нужна воля, как и в борьбе с коррупцией. Представляю, что скажут мои оппоненты: и про уровень жизни в СССР и сейчас, и отсутствие дефицита, и качество услуг, и свободу слова и прочее, прочее. Знаю, знаю… Но знаю и другое: в 90-е нас попросту ограбили. А сейчас все чаще слышатся голоса: ребята, зачем ворошить прошлое, не рефлексируйте. Ну было и прошло, забудьте, примите как данность. Не принимаю я эту данность. Мне обидно за наше поколение, которое сегодня пытается найти свои деньги в Титулах, Гарантах и прочих чифах и пифах… Никто не извинился перед ними за циничный обман и грабеж. Нет, извинился один, покидая свой пост и оставив за собой выжженное поле, – Ельцин. Думаю, что у нашего поколения ему прощения не будет. А посему мне не нравится, что в России появился центр его имени. За какие заслуги, простите?..
Нет, мы не злопамятны, у нас нормальная злость людей, переживших ужас дикого капитализма, и хорошая память. Мы, конечно, вымрем, и мир, конечно же, после этого не рухнет. И наши внуки примут эту реальность как норму, но мы должны оставить память о новых Смутных временах и Семибанкирщине, о грабительской приватизации и грандиозном предательстве, о миллионах безвременно ушедших моих ровесников. Должны. И я уже передаю эту живую память своему старшему внуку...
Опубликованных комментариев пока нет.