Учителя в Югре будут готовить на 60 % меньше бумажных отчетов. Такой результат должны дать меры по снижению бумажной нагрузки на педагогов и образовательные организации, которые будут применены в округе в ближайшее время. Напомним, соответствующее поручение дала губернатор Югры Наталья Комарова.
Повторение – мать бюрократии
Департамент образования и молодежной политики округа представил результаты мониторинга нагрузки на педагогов по составлению различных отчетов.
Стоит отметить, что это уже второй мониторинг. Первый был проведен в ноябре прошлого года, в нем приняли участие 195 образовательных организаций. Сейчас в мониторинг вошли 282 школы. Также во всех муниципалитетах были созданы экспертные группы педагогов. Перед рабочей группой стояли задачи: определить дублирующие друг друга запросы, выявить излишние отчеты, которые не должны готовить учителя, и определить соотношение электронных и бумажных отчетов.
– В среднем учителя-предметники готовят от пяти до десяти отчетов ежегодно. Лидером оказался Урай, где педагоги готовили 19 отчетов, – сообщила Ирина Лашина, начальник отдела общего образования департамента образования и молодежной политики Югры.
Наибольшая нагрузка на предоставление отчетной документации, по мнению учреждений образования, ложится на плечи классного руководителя (который является также и учителем-предметником): от одного (Ханты-Мансийский район) до 20 (снова лидер – Урай), 12 (Сургутский район), 11 (Нижневартовский район). В других муниципалитетах классные руководители готовят от пяти до семи отчетов.
Мониторинг выявил, что они предоставляют множество дублирующих отчетов по запросу администрации школ, социальных работников, педагогов-психологов.
Среди них информация о проведении бесед с несовершеннолетними и родителями по профилактике ЧС, травматизма и т. д.; информация об успеваемости класса; отчет о занятости обучающихся седьмых – одиннадцатых классов; учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия без уважительной причины; мониторинг по адаптации детей мигрантов и другие.
– Кроме того, мониторингом изучался и вопрос использования возможностей информационной сети «АВЕРС: Электронный классный журнал». Установлено, что в Когалыме, Ханты-Мансийском, Березовском, Советском районах отчеты педагоги представляют только на бумажных носителях, без использования ресурсной системы. Урай использует систему, но только 10 % ее возможностей, Октябрьский район – только 20 %, Нижневартовский и Сургутский районы – 50%, – перечислила Ирина Лашина.
При этом она подчеркнула, что в 100 % обращений информационная система может снабдить информацией для составления отчетов в автоматическом режиме и без привлечения педагогов. Также в результате мониторинга была отмечена еще одна деталь: в аналитических отчетах в разделе «Кому направляется информация» в 89 % случаев был указан заместитель директора образовательной организации.
Можно сделать вывод, что часть излишней нагрузки на педагогов возникает изза административных работников, которые по старинке запрашивают информацию в бумажном виде и не в полной мере используют возможности информационной системы.
Праздник – тоже повод отчитаться
Проведенный мониторинг выявил еще ряд проблем. Так, педагоги и администрации школ вынуждены предоставлять огромное количество отчетной информации по проведению мероприятий, посвященных памятным датам (День славянской письменности и культуры, 1 000летие со дня преставления Святого равноапостольного великого князя Владимира, 700летие преподобного Сергия Радонежского, Всемирный день без автомобиля, Час кода, День финансовой грамотности, День правовых знаний и т. д.).
Свою лепту в бумажную кипу, порождаемую учителями, вносит и реализация различных планов и дорожных карт (например, объявленных одновременно в 2014 году в России – Года культуры, в Югре – Года Доброй воли, в 2015 году: в России – Года литературы, в Югре – Года сохранения и развития традиционных промыслов и ремесел, исторического и культурного наследия народов, населяющих Югру, и т. п.), акций «Спасти и сохранить», «Внимание: дети!» и других.
При этом чиновники подчеркивают, что около 90 % информации, запрашиваемой о работе образовательных организаций, относится к обязательному исполнению законодательства РФ.
Строго по списку
По результатам мониторинга и заседаний рабочей группы, куда вошли представители всех ведомств, нуждающихся в получении данных от школ, был составлен типовой перечень информаций и отчетов, запрашиваемых из образовательных организаций Югры через информационную систему «Регион. Контингент», к которой каждое ведомство получит необходимый именно для него уровень доступа.
В перечне представлены семь основных категорий участников образовательной деятельности образовательных организаций: учителя-предметники, классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, педагоги дополнительного образования, преподаватель-организатор ОБЖ. Каждой категории соответствует список отчетов, которые должен готовить педагог.
– В перечне – 62 позиции, из них: отчетов –38, информаций – 24. В информационной системе можно будет полностью формировать 30 документов, частично – 8 (ИС составляет 62 % документа), на бумажном носителе – 24 (38 %). Больше всего отчетности у классного руководителя (16), тем не менее 92 % из нее формируется в информационной системе, – пояснила Ирина Лашина.
Как рассказала Любовь Ковешникова, директор департамента образования Югры, проект перечня уже оценен в муниципалитетах, в том числе педагогами.
– Далее этот реестр будет утвержден приказом и направлен во все муниципальные образования. В свою очередь муниципалитеты и образовательные организации проанализируют свои системы документооборота с точки зрения ведения этого реестра. Принятие реестра отсечет возможность запрашивать в школах информацию, не относящуюся к образовательному процессу. В этом реестре перечень только той информации, которую обязана вести образовательная организация, все остальные запросы неправомерны, они могут быть направлены только учредителям, которым придется дополнить свои собственные информационные базы об образовательных организациях, –отметила Любовь Ковешникова.
Она также добавила, что, по прогнозам ведомства, более чем на 60 % бумажная отчетность уйдет из деятельности педагогов.
Ознакомиться с типовым перечнем информации и отчетов, запрашиваемых в образовательных организациях, и внести свои предложения и замечания можно на сайте департамента образования Югры http://www.doinhmao.ru/.
Руководитель ведомства также предложила провести следующее выездное заседание в Урае, оказавшемся лидером в бумаготворчестве учителей, и на примере данного муниципалитета продемонстрировать эффективность разработанных мер по снижению отчетности в сфере образования.
Опубликованных комментариев пока нет.