Вы скажете: мертвая, исчезнувшая деревня, на месте которой голое поле. Нет, Полушаим – деревня и сегодня живая, потому что она живет в памяти…
Урайцы и жители сельского поселения Мулымья почтили память сибиряков, погибших в бою под Полушаимом в марте 1921 года. Этот бой был лишь эпизодом Западно-Сибирского крестьянского восстания, в котором, по оценке историков, участвовало более сотни тысяч человек. И всего лишь частью гражданского противостояния в России.
Тогда победа над повстанцами открыла красным отрядам путь на среднее Приобье вплоть до села Самарово – будущего Ханты-Мансийска, позволила им ударить в тыл восставшим и одержать победу в решительном сражении. Коллективизация, раскулачивание, репрессии – все это было впереди. Как впереди было строительство новой страны и становление Югры как одного из ведущих регионов России. Впереди – было будущее.
До сих пор сложно дать однозначную оценку всего произошедшего тогда и происходившего после.
Поездка в Полушаим была организована по инициативе урайского Культурно-исторического центра при поддержке священников, администрации сельского поселения Мулымья и сотрудников Чантырской школы.
– Идея собраться в столетнюю годовщину боя в Полушаиме на месте событий возникла, когда мы стали изучать документы и приняли участие в открытии памятного знака и расчистке мест захоронения на мансийском кладбище, – рассказал инициатор встречи, директор Культурно-исторического центра Урая Алексей Примак. – Но, к сожалению, это страшное событие можно и сегодня проецировать на современность. И когда кто-то пытается внести рознь в общество, разделить нас, важно помнить, к чему это может привести. Брат против брата, отец против сына, сын против отца – все это уже было…
– Сегодня мы не можем даже определиться в том, на чьей стороне была правда. Тогда какими-то силами столкнули друг с другом родных, близких людей, – считает глава администрации сельского поселения Мулымья Евгений Белослудцев. – Наш долг – хранить память о погибших, о всех участниках этих событий. Мы не должны забывать, чтобы такое не повторилось никогда.
– Вся горечь в том, что близкие люди тогда столкнулись друг с другом. И наш долг, долг молодого поколения – сохранить память об этих событиях и больше никогда не допустить подобного, – солидарен с ним заместитель руководителя регионального отделения «Молодой гвардии» Антон Аргучинский.
Сегодня память о том времени возвращается. Десятилетиями житель деревни Чантырья, создатель и хранитель школьного музея «Шаим» Николай Иванович Ермаков изучает историю края. По его инициативе проходят субботники на кладбище Полушаима, где похоронены жертвы 1921 года.
– Когда-то профессор ТГУ Василий Васильевич Конев «присвоил» мне должность «хранителя истории верхней Конды». Более сорока лет назад я вступил на Шаимскую землю, и на этой земле у меня родились сыновья и дочь. Мои сыновья работают на нефтепромыслах, дочь пошла по моим стопам – трудится педагогом в Урае. Эта земля стала для меня родной, – поделился он. – И все эти сорок лет, которые живу здесь, я изучаю историю и буду продолжать изучать и хранить историко-культурное наследие края…
В тот день, кажется, впервые за столетие, над братской могилой погибших прозвучала молитва. Молебен отслужил настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы Иоанн Юрцун.
– Сегодня мы поминаем на самом деле близких нам людей, – сказал священник. – Они нам родные, независимо от того, прямые ли мы потомки или люди, приехавшие на эту землю. Родные потому, что они жили здесь до нас и заложили на этом месте фундамент нашей собственной жизни. И их история, к которой мы прикоснулись и постарались понять, стала для нас ближе, стала уже чем-то личным. Сегодня мы положили начало почитания и памяти о тех событиях. Дай Бог, чтобы молодые люди, которые живут на этой земле сегодня, и те, которые будут жить через сто и через триста лет, тоже об этом помнили, думали и размышляли. И чтобы никогда ничего подобного не повторилось, – пожелал батюшка. – Ради этого мы должны жить, созидая, и, главное, собственным примером оставить наставление мира и добра будущим поколениям.
Пройдет еще век, но этот день тоже останется в истории, считает отец Иоанн. Наши потомки будут помнить о том, что здесь когда-то впервые служил священник и люди сообща молились о погибших. На это место спустя десятилетия будут приезжать уже другие батюшки, и память не прекратится, но будет передаваться из рода в род.
Фото автора
Опубликованных комментариев пока нет.