×
Общество
0

Папа купил автомобиль...

Ликбез для потребителя: можно ли вернуть технически сложный товар, если обнаружены неисправности?


Для начала разберемся, что относится к категории технически сложных товаров. К технически сложным относятся только те товары, которые входят в перечень, утвержденный постановлением Правительства. В апреле 2019 года Правительство расширило перечень технически сложных товаров: теперь там стало еще больше бытовой и кухонной техники.


Список технически сложных товаров: средства передвижения, оборудованные высокоточными приборами: легковые автомобили, мотоциклы и другие средства, имеющие электродвигатель или двигатель внутреннего сгорания, сельхозтехника (комбайны, трактора, мотоблоки), спортивные суда, туристские и прогулочные катера, яхты, навигационное оборудование, компьютерная техника, лазерная и цифровая техника.
Итак, вы, к примеру, купили автомобиль, а через неделю вскрываются различные дефекты и неисправности. Оптимальным решением будет вернуть машину [уже с пробегом] дилеру. Рассмотрим, возможно ли вернуть авто, какие основания для возврата предусмотрены законом, и что делать, если дилер отказался принимать товар.

Что делать, если нашлись дефекты?
 Алексей Редькин, директор АНО «Центр правовой поддержки «Югорский СоветникЪ»:
—  При правильном подходе можно не только сдать товар, но и получить за него всю сумму с компенсацией.  Возьмем автомобиль, который является технически сложным товаром, поэтому для него установлены специальные правила возврата и обмена. При обнаружении у транспортного средства любых недостатков покупатель вправе вернуть его в салон в течение 15 дней.  Очень важно знать, что главная дата — дата возвращения товара продавцу. Даже если вы сдали товар в последний день 15-дневного срока, а ответ, что у товара несущественный недостаток и вам предложат провести ремонт, приходите через месяц, вы вправе потребовать замену товара. Ведь вы уложились в срок, определенный законодательством. А значит, можете по выбору потребовать у дилера:
– замены товара на аналогичный в исправном состоянии;
– возврата денег за машину с расторжением договора купли-продажи.
Обращаю внимание: наличие незначительного пробега у машины не является основанием для отказа! То есть, не лишает потребителя права вернуть технику продавцу. Имеет значение только факт обнаружения дефектов. Если товар в исправном состоянии, автосалон вправе отказать покупателю, поскольку автомобиль входит в перечень товаров, не подлежащих возврату. Это понятно.

Следующий шаг – претензия
— Для возврата неисправного автомобиля с пробегом необходимо написать претензию на имя руководителя автосалона. Затем проводится экспертиза качества транспортного средства. Подать претензию необходимо в течение гарантийного срока. Если период гарантийного обслуживания не установлен, он составляет два года. При неисправности, обнаруженной после окончания гарантийного срока, потребитель также вправе требовать устранения дефектов. Необходимо будет доказать, что они возникли по вине производителя. Можно, конечно, до подачи претензии договориться в автосалоне об исправлении недостатков по гарантийному обслуживанию. Но здесь есть свои проблемы: нередко ремонт затягивают. Намеренно или нет — это уже другой вопрос. Что делать в этом случае?  Пишите заявление в этот же салон на имя руководства, в котором укажите наименование продавца, его местоположение и контакты; свои данные —  ФИО, адрес и телефон, дату и номер договора, перечень обнаруженных дефектов, изложите свое требование вернуть деньги и, разумеется, дату и подпись. Вы также вправе потребовать у продавца выплатить неустойку за то время, в течение которого машина находилась в сервисе.

Проверка качества и экспертиза
Независимый эксперт, генеральный директор ЭКЦ «Ноэкс-Югра» Светлана Глушаева:
— Без этого никуда! Что такое проверка и в чем ее отличие от экспертизы?  Проверка — это процесс выявления недостатков в покупке. Благодаря ей продавец может убедиться в целесообразности выдвигаемой претензии и в наличии недостатков в товаре. Ее могут проводить как в магазине, так и в сервисном центре без привлечения посторонней организации. Экспертиза — другое дело. С ее помощью можно определить, по чьей вине технически сложный товар получил тот либо иной дефект. Это документ, который процессуально определен, имеет юридический статус и оценивается судами любых инстанций наравне с другими доказательствами.

Как провести экспертизу?
— Проведение экспертизы автосалон организовывает сразу после получения транспортного средства в ремонт. Исследование делается в несколько этапов.
Авто осматривают с фото- и видеофиксацией дефектов. Эксперт оценивает объемы и серьезность выявленных недостатков. Производится расчет затрат на восстановительный ремонт, составляется отчет. При обнаружении серьезных (неустранимых) недостатков восстановительный ремонт не проводится. Дилер должен вернуть деньги и расторгнуть договор. Если машина подлежит ремонту, срок проведения работ не должен превышать 45 дней. При нарушении этого срока потребитель опять же вправе отказаться от ремонта и потребовать возврата денежных средств.  Да, вы вправе организовать проведение независимой экспертизы, если вас не устраивают результаты той, что профинансировал дилер. Для инициирования экспертной проверки следует обратиться к продавцу с письменной претензией и документами, подтверждающими факт приобретения автомобиля именно в этом месте.

Судебный прецедент 
«Арсеньев И. А. приобрел в автосалоне автомобиль УАЗ-374195. В первый день после покупки были выявлены недостатки: плохо переключалась передача, с трудом закрывалась передняя левая дверь, не закрывалась с ключа задняя дверь, машина не разгонялась свыше 90 км/ч. Покупатель отдал транспортное средство на диагностику, по результатам которой было установлено, что фиксатор ручки открытия задней двери сломан, не разработан механизм включения передач, забор воздуха ДВС перекрывается утеплителем салона, требуется замена насоса ГУР и главного цилиндра сцепления. В адрес дилера была направлена претензия с требованием расторгнуть договор и вернуть деньги. Потребитель получил отказ, поэтому вынужден был обратиться в суд. Поскольку недостатки были обнаружены в течение 15 дней, суд удовлетворил требования (апелляционное определение Свердловского областного суда от 23.04.2019 года по делу № 33-6341/2019)»

Автор текста: Галина Батищева    Автор фото: Александр Онопа

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии