Можете себе представить в наших краях колосящееся поле ржи или пшеницы? Мне тоже сложно это сделать. А вот некоторые жители Югорского края XVIII века настолько ярко представляли себе это, что разрабатывали площадки средь хвойных лесов для посева пшеницы, ржи, ячменя, овса и даже льна. Это ж какой силы нужно было иметь желание получить свой хлеб, чтобы решиться на такой тяжелый труд?! Эти уникальные опыты описаны в одном из томов «Многовековой истории Югры». Перелистав страницы тома, можно найти и описание успехов в огородничестве, которых было гораздо больше, чем в хлебопашестве. Последнее из-за сурового климата и особенностей грунта, не получило распространения. Однако, самоотверженный труд «опытников» заслуживает более пристального внимания. В частности, удачные результаты сургутского священника Иоанна Тверитина.
Хлебопашенные опыты
Священник шёл по ржаному полю. Он то и дело останавливался, чтобы сорвать колос и размять в ладони – удостовериться, что урожай спеет без изъянов. Вокруг поля – огромные пушистые кедры, неподалёку плещет водами речка Юган. Вот-вот начнутся прохладные дни августа. Дело было в далёком 1854 году в северном селе Юганское Березовского округа Тобольской губернии, ныне Сургутского района.
Годом раньше, в 1853-м, то бишь 150 лет назад, есаул Тобольского казачьего пешего батальона Невзоров на отведённых ему трех десятинах земли возле речки Саймы произвёл опыты по посеву ячменя и овса. Начал он посев 1 июня, а убрал урожай 20 августа. Посадил ячменя есаул 2 пуда, а вырастил 14. А с двух пудов овса снял 12. Ободрившись таким успешным началом, в следующем году Невзоров посеял один пуд озимого хлеба, и собрал с него урожая восемь пудов. За эти опыты Невзорову в 1857 году была присуждена медаль Императорского Вольного Экономического общества. Место, где есаул проводил свои экспериментальные опыты по посеву зерна в Сургуте,называли «пашней». Возможно, вдохновил его на эти занятия опыт местного священника Василия Кайдалова, который ещё раньше в 1851 году проводил хлебопашные опыты.
Сургутяне с трудом отвоёвывали кусочки земли у тайги не ради удовольствия. Поставки хлеба и продовольствия в те времена в эти края была довольно затруднительны. Как отмечено в брошюре «Священник-хлебороб»: «Хлеб на Север доставляли за 1000 вёрст из южных округов (Тобольской губернии. – прим авт.). Везли его по рекам летом. Транспортировка обходилась дорого, поэтому хлеб на севере стоил от 60 копеек до 1 рубля серебром за пуд». Так что любой опыт хлебопашества, а тем более такой удачный как у Невзорова, поддерживался на всех уровнях административного управления. Обобщив не только эти опыты, начальствующие чины распорядились снабдить всех желающих высококачественными семенами озимой ржи. Наиболее обширными они были у священника Тверитина, посеявшего первое зерно в своём огороде.
Своя мельница
О миссионерской деятельности священника Тверитина мало сведений. Известно только, что он, на рубеже 1860-1870-х годов создал русского-остяцкий словарь. Это характеризует его, как исследователя быта и традиций коренного населения Югры. Но, прежде всего по всем историческим источникам он предстаёт как хлебороб. Иоанн Тверитин не просто занялся хлебопашеством, а развернул исследовательскую работу по акклиматизации зерновых культур. Причины для занятия хлебопашеством были просты. Семья у священника была большая – шестеро детей. Жалованья на её содержание далеко не хватало. Подобно остякам он заготавливал на зиму дикоросы, рыбу, но хлеб обходился чрезмерно дорого. А потому выращивание собственного было его заветной мечтой.
Впервые Тверитин посеял небольшое количество ячменя в своём огороде в 1854 году. Опыт оказался удачным. Через год он очистил от леса ½ десятины и засеял под соху этот участок 6 пудами разного рода хлебом: ячменём, овсом, гречей, рожью, пшеницей. Результат посева был хорошим – 120 пудов крупного чистого зерна. Образцы колосьев этого урожая Иоанн направил начальнику епархии, а тот в Вольное экономическое общество вместе с ящиками с колосьями. Опыт Тверитина вызвал огромный интерес тем, что урожай был выращен под 61 градусом северной широты. Общество решило наградить юганского опытника большой серебряной медалью. На этом Иоанн Тверитин не остановился. В следующем году высеял новый урожай, и озаботился строительством собственной ветряной мельницы. Своих мастеров не было, ему помог, присланный по распоряжению губернатора мастер из числа ссыльных. И вот в 1860 году на мельнице был произведён первый помол. Вот как Тверитин писал в своих отчётах: «Теперь доволен тем, что устроена моя мельница так, как я желал, и с удовольствием с 15 мая вкушаю свой хлеб, сысканный одному Богу известно какими трудами и стоимостью, но он так сладок, что я не в силах выразить. Мельница при порядочном ветре в час даёт помолу около 4 четвериков, она может работать много и долго».
Надо отметить, что в неурожайные годы Тверитин приходил им на помощь остякам. Когда в 1860 году начался голод, и цены на муку поднялись до 1 рубля серебром за пуд, он продал им до 400 пудов ржаного зерна по 35 копеек за пуд. Через 9 лет, во время голода в связи с неуловом рыбы Тверитин раздавал хлеб остякам бесплатно – от 15 фунтов до пуда.
Но развитию местного хлебопашества постоянно чинили препятствия юганские купцы, которые наживались на поставках и перепродаже хлеба остякам втридорога. Чтобы разорить Тверитина они добивались переноса своих домов на пашни Тверитина. Под предлогом, что река Юган подмыла берега близ их усадеб. И всё же Тверитин вёл свое дело постоянно, но к 70 годам обрабатывать пашню у него уже не было сил. Да и река Юган оборвав, унесла в своих водах 2/3 его пашни. После Иоанна долго никто не занимался земледелием в Сургутском округе. Лишь только в советское время зерновые выращивали в некоторых колхозах Сургутского района, но не масштабно.
Опубликованных комментариев пока нет.