×
Общество
0

Педагогическая дилемма

Педагог в начале своей работы, как и все начинающие специалисты, сталкивается с проблемами. Нехватка опыта, резкое погружение в профессию, недостаточное знание детской психологии и особенностей взаимодействия с родителями – эти и многие другие трудности подстерегают вчерашних выпускников вузов, которые пришли преподавать в школу.


И чтобы бороться с этими проблемами, молодой педагог должен быть активным, настойчивым, гибким, и, конечно, не всем это дано. Есть и социальные причины: не все молодые люди после института и университета идут в школу: престиж профессии и зарплата им кажутся недостаточными. И в целом в России не очень благоприятная в этом плане ситуация. Поработав два-три года, молодые учителя уходят из школы. Есть причины для такой текучести и в самой системе образования. Как же обстоит дело в Югре?

Как не поддаться трудностям: опыт Югры
Ханты-Мансийский округ – один из лидеров в России по рождаемости. У нас возводятся новые детсады, школы. Для всех нужны кадры. Их у нас готовит Сургутский государственный педагогический университет. Центр «Карьера», занимающийся вопросами трудоустройства выпускников СурГПУ, сообщил, что в этом году из 292 выпускников (бакалавров и магистров педагогических направлений подготовки) по специальности трудоустроились 209 человек (то есть 71,6 процента). Причем по направлению «специальное (дефектологическое) образование» трудоустроено сто процентов выпускников. Сравнение со статистикой в целом по России, где цифры заметно скромнее, говорит в пользу сургутского университета. Сейчас ежегодно по контрольным цифрам приема на бюджет в педагогические вузы поступают 73 тысячи человек, из них только 33–34 тысячи доходят до школ.
Налицо хороший уровень профессиональной мотивации выпускников СурГПУ, готовность включиться в образовательный процесс региона. Несомненно, играет роль и материальная поддержка молодых педагогов: дополнительные выплаты, социальные гарантии, большой отпуск. А в районных образовательных учреждениях свои дополнительные финансовые гарантии: помощь в приобретении жилья, покрытие коммунальных расходов и так далее.
При этом не секрет, что, проработав год-два, молодой педагог часто уходит из школы. Вот анонимное откровение выпускницы педагогического университета:
– С великим счастьем и огромной радостью я покинула спустя три с половиной года стены школы, в которой работала учителем после окончания СурГПУ. Если бы меня сейчас спросили, не жалею ли я, я бы, конечно, ответила, что жалею. Жалею, что не сделала этого раньше. Ведь в первые годы работы в школе я столкнулась с непониманием и непризнанием того, что молодой учитель может и умеет работать с детьми и родителями. Постоянная злость со стороны руководства и учителей-стажистов и вопросы: «Как это у нее все получается? Как это еще вчерашняя студентка может организовать урок интересно и красочно? Откуда столько огонька и добра в глазах?» К сожалению, работать в таком коллективе стало просто невыносимо. Это самая страшная правда, о которой молчат молодые учителя! Они сталкиваются с непониманием не родителей и своих учеников, а с непониманием руководства в лице завучей, директора и учителей-стажистов. Работу в школе я запомню на всю жизнь: свои горящие и радостные глаза в сентябре 2014 года и то, как мне оборвали еще не расправившиеся крылья учителя.
«Сложные» классы, большое количество документации, классное руководство и требовательные родители – только верхушка айсберга, ломающего юных специалистов. Форум молодых педагогов, который уже четыре года проводится в Сургутском государственном педагогическом университете, эти проблемы стабильно выводит в числе первых. И на этом форуме недавним студентам помогают найти способы выхода из затруднительных ситуаций. О популярности такого мероприятия говорит увеличивающееся число участников и то, что некоторые педагоги приезжают на него повторно. Причем в форуме участвуют выпускники не только СурГПУ, но и других учебных заведений.

Когда помогут наставники
Безусловно, в одиночку, даже с самыми передовыми методиками и технологиями, вузу трудно остановить отток молодых кад-ров. Радует, что остаются учреждения, где понимают важность поддержки недавних студентов. Екатерина Заломская окончила СурГПУ в 2018 году и работает в детском саду Сургута «Ивушка»:
– Еще в университете мы расспрашивали наших выпускников о том, как они работают, и, устраиваясь на работу, ожидали увидеть большое количество детей в группах, нескончаемый документооборот, трудности в отношениях с родителями воспитанников и руководством. На работе же новый коллектив, другие правила, есть множество нюансов в плане документации и требований руководства. Мне досталась группа младшего возраста, поступали новые дети, они проходили адаптацию. Были в группе дети с ОВЗ, которых сложно организовать на какую-либо деятельность, собирать на прогулку и с прогулки. Возникало недопонимание с родителями, даже со стороны сотрудников были замечания, что у моей напарницы дисциплина лучше, чем у меня. Все это и привело меня к тому, что я перестала в себя верить, думала, что это не моя профессия, хотела уволиться. Но сейчас все наладилось и кажется уже не таким страшным. У меня была наставница, первое время она давала мне много советов и рекомендаций. Одна из причин, почему не ушла сразу, когда начались трудности, финансовая – молодым специалистам спустя полгода перечисляют подъемные, плюс добавляют процент к зарплате. Когда увольняешься, не доработав полгода, все эти льготы теряются. Вторая причина – это коллектив группы и руководство. Очень хорошие отношения сложились внутри группы, и, когда возникали трудности, мы друг друга поддерживали.
Ольга Садовская, председатель молодежного объединения работников образования Сургута, отмечает, что наиболее часто недавние выпускники обращаются к ним по вопросам, связанным с особенностями ведения документации и ее большим объемом: 
– В вузах показывают пример документа, но в реальной школе он может быть другим, и объем тоже иной. В Сургуте действует методическое объединение молодых специалистов, которым руководит Дмитрий Гайдар, как раз они разбирают подобные вопросы. На встречи приглашаются учителя-стажисты, которые могут помочь решить данную проблему. Например, проходило заседание методобъединения, посвященное вопросу составления технологической карты урока.
Нередки случаи, когда студенты, проходя преддипломную практику, присматриваются к учебному заведению, а руководитель, в свою очередь, к ним. И этот тандем складывается наилучшим образом. Так, в 2019 году в сургутскую начальную школу «Перспектива» приняли на работу сразу четырех выпускниц СурГПУ. Директор, кандидат педагогических наук Елена Запольская пояснила:
– Мы узнаем в практической деятельности студента и потом можем его пригласить, спроектировать будущее в нашей школе с учетом особенностей. Положительные отзывы наставников, ответственность и культура поведения самих девушек сыграли свою роль.
Выпускница Алена Денисюк поделилась своими мотивами трудоустройства в эту школу: 
– Учителя были и нашими преподавателями, затем я проходила тут практику два года. Здесь есть люди, которые всегда подскажут. Я не боялась остаться одна.
Таким образом, ситуация с вхождением в профессию для многих молодых педагогов напоминает лотерею. Однако в большинстве школ Югры существует институт наставничества. И как мы видим, в тех образовательных учреждениях, где занимаются повышением квалификации стажеров, помогают им адаптироваться к непростому, но очень нужному обществу труду, молодые учителя остаются. И с увлечением воспитывают новое поколение югорчан.

   Алексей Дренин директор департамента образования и молодежной политики Югры
- В 2020 году в автономном округе будет создано четыре центра развития непрерывного профессионального мастерства педагогов. В настоящее время с участием федеральных экспертов проводится подготовка специалистов для этих центров. Планируется, что к 2024 году не менее 70 % югорских педагогов пройдут обучение в этих центрах. Показатели национального проекта «Образование» тесно увязаны с показателями нацпроекта «Демография». Успешная реализация последнего в автономном округе привела к росту потребностей в местах в детских садах и школах.

Теги статьи: #Проблемы педагогов

Автор текста: Евгения Цветкова   

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии