×
Общество
0

Перенастройка души

Как мусульманам пережить отчаяние и можно ли обращаться за помощью к психологам?


Как относиться к испытаниям, которые встречаются на пути? Речь не о буквальных препятствиях, вроде ямы или сугробов. Люди теряют близких, здоровье. Вогнать в отчаяние верующих, как и любых других людей, могут даже неприятности на работе. Что в таких случаях советует религия, и кто может перенастроить душевные порывы мусульман?


Вред или благо?
— Отчаяние губит и душу человека, и его разум, — говорит заместитель имама поселка Белый Яр Сургутского района Джабраил Хазрат Лагабов. — Человек начинает легкомысленно рассуждать о серьезных вещах, судить поверхностно, совершать безрассудные поступки. Все это может привести к суициду. Коран учит, что отчаяние скрывает в себе многие опасности. «Ты не будь отчаявшимся», — обращается Всевышний к Пророку. Ученые растолковывают это высказывание как запрещающее отчаиваться, потому что это затем вызывает и заблуждение в вере.

Сура 15, Аят 56:
«Он сказал: «Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!».
Говорится, что отчаиваются в милости Всевышнего только заблудшие. Одно влечет за собой другое. В порыве отчаяния человек начинает считать, что Всевышний к нему неблагосклонен, что Он не подаст ему милости, что от Него нет никакой пользы. Человек начинает сомневаться в качествах Всевышнего, тем самым впадает в заблуждение. А заблуждение — грех, который, как правило, приводит к неверию. То есть отчаяние может стать причиной неверия.

  Сура 12, Аят 87:
«О сыновья мои! Ступайте и разыщите Йусуфа (Иосифа) и его брата и не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие».
Всевышний говорит, что человек начинает приписывать Аллаху то, чего у него нет, качества, которые ему не присущи, и перестает надеяться на помощь Всевышнего. То есть становится неверующим. Человек думает, что его не понимают, к нему не проявляют милости. Ему кажется, что он лучше знает положение дел и себя, и выход из ситуации для него очевиден. Знатоки шариатского права в таких случаях вспоминают слова Господа: «Я такой, каким меня представляет раб мой». Имеется ввиду не банальное: образ, формы или одежды, а мысли мусульманина. Обиженным Аллах кажется злым и несправедливым. А благодарным и верным — любящим и милостивым Богом. Все зависит от мнения самого человека, — считают ученые.
— Из-за того, что у человека складывается негативное мнение о Всевышнем, он начинает жаловаться на Него, если никто его не направит, то он может полностью уйти из религии, — говорит имам. — Человек должен понимать, что все посылаемое Всевышним — благо.

Сура 2, Аят 216:
«Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете».
— Всевышний говорит, что мы не можем знать всех планов. Что, возможно, чего не желаем — нам благо, поэтому Всевышний нам его дал. Даже если мы этого не желаем. Возможно, есть что-то, что мы любим или хотим получить, но Всевышний этого не дает. Значит, в этом для вас есть вред. Всевышний знает, но вы не знаете. Если относиться ко всему происходящему в жизни с мусульманской философией, то к любой проблеме человек подойдет спокойно и его не постигнет отчаяние,— объясняет Джабраил Хазрат Лагабов.
ОТЧАЯНИЕ 
делится на две категории:
– В милости
То есть в прощении Всевышнего. А ведь священнослужители учат верующих, сколько бы человек ни грешил, он не должен отчаиваться в получении прощения Всевышнего.

Сура 39, Аят 53
«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный».
Речь о том, что даже если люди, прожившие многие годы в забвении Бога и совершая многочисленные грехи, осознают все это только к старости, отчаиваться не стоит. Вместо того, чтобы страдать по бессмысленно прожитым годам и мыслям о невозможности прощения, нужно хотя бы попытаться выбраться из этого состояния. Например, покаяться и попросить прощения у Всевышнего. В качестве примера имамы, бывает, приводят такую историю.
— Однажды Пророк находился в кругу сподвижников и к нему, опираясь на посох, обратился старик. «Посланник Господа, что ты скажешь о человеке, который совершал так много грехов, что хватит их на все человечество. Есть ли ему прощение у Господа». А Пророк спрашивает: уверовал ли этот человек в Господа? «Да», — был ответ. И Пророк сказал, что такому человеку есть прощение, если он верит и решил покаяться. Тогда старик в изумлении начал радоваться и славить Аллаха, — вспомнил имам.
– В делах мирских
То есть в ропоте на беды и проблемы.
Всевышний посылает человеку испытания в зависимости от его веры. Они делятся на три категории:
– Испытание за совершенный грех. То есть Аллах наказывает человека испытанием или насылает ему беду за грех.
– Испытание как способ очищения, милость. То есть Господь таким способом словно губкой смывает грехи с человека. И здесь даже необязательно, чтобы человек в принципе совершил какой-то серьезный грех. Всевышний так проявляет ему милость. Испытанием мусульманин очищается от грехов, может, в которых он не покаялся. Вот даже если колючка вонзилась в ногу — такая боль уже помогает в очищении от грехов.
– Испытание раба, чтобы поднять его степень в раю. Это относится к набожным людям. Таким Всевышний хочет проявить особую милость. Своими молитвами верующий уже не достигнет высокого уровня, и Аллах отправляет им разные испытания. Проходя испытания, мусульманин удостаивается высокой степени.
— Как мне, простому человеку, понять, какой вид испытания у меня? Беда за грех или наоборот? — размышляет священнослужитель. — Есть признаки, по которым можно понять. Если человек при испытании не проявляет терпения, жалуется, то испытание ему за грех. Если человек проявляет терпение, значит Всевышний помогает ему смывать грехи. А если верующий и вовсе спокоен, он терпит проблемы, он просто не обращает внимания на трудности, так спокоен, будто их нет. Он полностью возложил свои дела на волю Всевышнего, — значит испытание для увеличения его степени в раю.
Любое испытание, по мнению священнослужителей, — благо. Ученые также убеждены, кому Всевышний желает блага, того он испытывает. В любых ситуациях есть своя мудрость, и просто так они на голову как снег не падают. Завидовать тем, кто живет без болезней, тоже не стоит. Имамы не берутся судить, но предполагают, возможно, человек пока просто не заслужил внимания Всевышнего.
— Человек, который с терпением переносит беды, в судный день будет находиться в сохранности под опекой Всевышнего, — учит Джабраил Хазрат Лагабов. —  Эту опеку и сохранность невозможно купить никакими деньгами, ее нужно заслужить. У нас всегда есть выбор: склониться к добру или злу. Главное, не отчаиваться и не ругать Всевышнего. Один сподвижник говорил, что легче взять камень в рот, чтоб расцарапать себе язык и губы, чем сказать «лучше бы так не было». В порыве гнева, боли и грусти люди бросают страшные фразы наперекор Аллаху и начинают с ним спорить. Но это неправильно. Нужно терпеть.
Хорошо, если близкие люди в тяжелые времена поддержат отчаявшегося человека и помогут ему отвлечься от таких мыслей. Помимо молитв, мусульманам не воспрещается обращаться к психологам, осваивать новые хобби, путешествовать. Все это может помочь человеку вернуть любовь к жизни. А вместе с этим и веру.

Автор текста: Илюза Хафизова   Автор фото: Александр ОНОПА

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии