– Расскажите, пожалуйста, как защищены законом права работников, вынужденных работать сверхурочно, ночью?
Денис Васильев, Ханты-Мансийский район
– Денис, законодатели считают, что доплаты за переработки, работу в выходные или ночью нужно начислять сверх минимального размера оплаты труда. Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 11.04.2019 № 17-П проверил конституционность положений статьи 129, частей 1 и 3 статьи 133, а также частей 1–4 и 11 статьи 133 Трудового кодекса РФ.
Суд указал, что названные нормы закона по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и праздничные дни.
В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях. То есть работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.
Это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с вытекающими из части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Кроме того, это противоречило бы и части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Опубликованных комментариев пока нет.