После происшествия в подмосковном Жуковском, где самолет «Уральских авиалиний» сумел спланировать в кукурузное поле после отключения двигателей из-за попадания туда птиц, во всех аэропортах страны прошли проверки транспортной прокуратуры. Аэропорт Сургута не стал исключением.
Звуковые пушки, лазерные указки и светоотражатели
Комплексную проверку орнитологического обеспечения полетов провели через считанные дни после происшествия. Как сообщают в Сургутском аэропорту, никаких нарушений законодательства в нашей воздушной гавани не выявлено. Кроме того Cургут в этом отношении имеет достаточно завидное техническое оснащение.
— У нас используется 18 различных установок для отпугивания птиц, — рассказывает директор по наземно-техническому обеспечению, главный инженер ОАО «Аэропорт Сургут» Олег Николаев. — Многие системы работают в автоматическом режиме: с определенной периодичностью электронные средства издают звуки, которые настораживают птиц и вызывают у них чувство тревоги. Имеются у нас и оптические лазерные приборы, различные светоотражающие элементы.
Самое «старое» устройство в арсенале нашего аэропорта – это электронная биоакустическая установка «Универсал-акустик». Она была куплена в 2014 году. Звуковые пушки и механические отпугиватели приобретены в прошлом году. Систему «Сигнал охотника» и лазерную указку закупили в этом году. Каждые пять лет аэропорты обязаны проводить эколого-орнитологическое исследование своей территории. Это одно из обязательных условий сертификации аэродромов. Такую работу в течение года проводит специализированная организация.
— По окончании этой работы нам предоставляют итоговый отчет. В этом документе описаны все факторы: это сезонная миграция, виды птиц, места скоплений, концентрация по временам года. Соответственно, нам как оператору аэродрома, выдаются рекомендации, которые и ложатся в основу нашей плановой и текущей работы. Последнее исследование нашего аэропорта сделано в 2019 году, — продолжает Олег Николаев.
На этой неделе в Нижневартовске был задержан рейс Нижневартовск – Уфа авиакомпании UTair. В воздухозаборник самолета ATR-72 попала птица, сообщили в пресс-службе авиакомпании. Самолет было решено заменить. Стоит заметить, что в Нижневартовске вблизи аэропорта также расположен полигон ТБО, который согласно решению окружного суда необходимо ликвидировать
Кроме того весной и летом сотрудники аэропорта скашивают траву и проводят процедуры против обводнения близлежащей территории, для того чтобы не допустить гнездования птиц.
Август — самый сложный период для обеспечения орнитологической безопасности. В это время птичий молодняк встает на крыло. Концентрация пернатых увеличивается, и, значит, аэропорты должны усилить превентивные меры: увеличить частоту срабатывания автоматических систем и контроль со стороны наземных служб.
— Для авиации орнитология имеет особое значение, — добавляет Олег Николаев. — Этому вопросу отведена своя ниша среди всех вопросов безопасности. Для мировой авиации эта проблема не нова и достаточно хорошо изучена. В истории нашего аэропорта неизвестны случаи серьезных последствий после попадания птиц в двигатели самолетов. При этом, если проанализировать ситуацию даже десятилетней давности, то тогда обеспечение орнитологической безопасности было гораздо более слабым.
Оно строилось по принципу «кто на что горазд». Устанавливали чучела, развешивали диски, делали всевозможные графические установки (черные круги в виде глаза на желтом фоне). Но за последние лет пять-шесть техническое оснащение аэропортов улучшилось в разы, — завершает наш собеседник.
«Они не боятся самолетов»
Директор заповедника «Юганский» и известный орнитолог ХМАО Евгений Стрельников изучал орнитологическую обстановку Сургутского аэропорта еще в 2000 году. Ему и его коллегам удалось выяснить, что основной миграционный поток птиц проходит восточнее Сургута, в результате чего коридоры перелетных птиц и самолетов, взлетающих или заходящих на посадку, не пересекаются. Однако, изучая суточную активность птиц, орнитологи отметили, что утром, когда птицы возвращаются в город после ночевок, их концентрация увеличивается, и это время совпадает со временем утренних авиарейсов. Поэтому в начале нулевых Евгений Стрельников рекомендовал руководству аэропорта немного сдвинуть график вылета самолетов на более раннее или позднее время. Тогда и сейчас значительная часть вылетов из Сургута выполнялась в ранние часы — с 4 до 9 утра. Впрочем, учитывая невысокую орнитологическую напряженность в районе аэропорта, только из-за этого фактора расписание менять не стали.
— Самая главная проблема в том, что птицы не воспринимают самолет как опасный объект, — рассказывает «Сургутской трибуне» Евгений Стрельников. — Они не оценивают его как живой организм — он ведь не совершает никаких резкий движений. Хотя он и быстрый, но движется плавно, крыльями не машет, нигде у него ничего не шевелится. Поэтому птица осознает опасность только в последний момент. И тогда, достигнув точки невозврата, она уже не может противостоять затягивающему ее воздушному потоку.
Наиболее результативным решением, по словам сургутского орнитолога, могли бы стать отпугивающие устройства на самом самолете, но для этого потребовались бы сложные инженерные решения. Альтернативой обеспечения орнитологической безопасности могли бы стать конструктивные решения в организации работы самого аэропорта, например, использование каких-то устройств, синхронизированных с процессом взлета или посадки авиалайнера. Евгений Стрельников и его коллеги предлагали инженерам, разрабатывающим средства защиты аэропортов, сконструировать подобное устройство и «поставить его на рельсы» вдоль взлетной полосы.
Услышать звуки устройств, отпугивающих птиц в Сургутском аэропорту, можно в видеоролике в группе социальной сети «ВКонтакте» «Сургутская трибуна»
— Мы, конечно, осознаем всю сложность нововведений в инфраструктуре аэропортов, но подобные устройства позволили бы перевести орнитологическую безопасность на новый уровень, — говорит наш эксперт. — Использование акустических систем отпугивания птиц, по нашему мнению, малоэффективно, так как разные виды птиц по-разному реагируют на такие установки. Многие виды, наоборот, вместо того, чтобы разлететься, могут начать концентрироваться, чтобы прийти на помощь «собрату». Решение где-то рядом. Сама эволюция подсказывает, что птицы, как и другие животные, очень боятся «хищного взгляда» — желтая или оранжевая радужка и черный зрачок. Бабочки, да и сами птицы, используют это для отпугивания хищников. Глазки есть на крыльях у многих видов бабочек. Раскрыв крылья, такие бабочки создают иллюзию, — открывается «морда» невероятного существа, что приводит птицу, пожелавшую ее склевать, в замешательство.
Не стоит забывать и о том, что на орнитологическую безопасность полетов влияние оказывают, прежде всего, скопления крупных общественных птиц. Поэтому на видовое разнообразие пернатых нужно обращать пристальное внимание. В нашем регионе, по словам директора заповедника «Юганский», в достаточно большом количестве водятся те самые, злополучные для рейса «Уральских авиалиний» чайки.
— Сургутский аэропорт находится в долине Оби, где обитает несколько видов чаек. А поскольку у чаек смешанный тип питания, они кормятся не только близ берегов рек и озер, но так же, как и вороны, посещают свалки, — продолжает Евгений Стрельников.
— В 2000 году во время работы по орнитологическому обустройству Сургутского аэропорта орнитологи обращали внимание на муниципальный полигон ТБО, привлекающий большое количество птиц и усложняющий орнитологическую обстановку вблизи аэропорта, — говорит Стрельников. — Еще в те годы велся разговор о перенесении полигона в другое место. Но, насколько я понимаю, он так и остался на том же месте, поэтому обилие там чаек — по-прежнему актуальная проблема. Стоит также сказать, что чайка — это общественная птица. В случае опасности ее особи не разлетаются, а, наоборот, концентрируются, собираются в стаи и пытаются всей этой массой противостоять потенциальному врагу. Это общеизвестно в мировой орнитологии.
«Кукурузных полей у нас нет»
Близость полигона ТБО к сургутскому аэропорту беспокоит также и активистов Общероссийского народного фронта. Сургутский эксперт ОНФ в Сургуте Инна Бирук пытается выяснить, сколько на сегодня составляет расстояние между свалкой и границей Сургутского аэропорта, ведь в октябре 2017 года Сургутский городской суд вынес решение о ликвидации полигона.
— Причина была в том, что расстояние от муниципального полигона до границы Сургутского аэропорта составляет менее 15 километров, что нарушает Федеральные правила использования воздушного пространства РФ. Исполнение этого решения на сегодня отложено до 2021 года, отсрочку попросили в администрации Сургута, — рассказывает Инна Бирук. — Меж тем, этот полигон действительно представляет угрозу для безопасности полетов. Я регулярно езжу по Восточной объездной дороге и вижу, как много там птиц, в том числе, и хищных. Может быть, орнитологическую технику стоит поставить и за пределами аэропорта, ведь опасная зона распространяется дальше территории аэропорта. Если птицы попадут, то куда садиться самолетам? Кукурузных полей поблизости нет.
Опубликованных комментариев пока нет.