«В истории представительных органов власти округа открылась новая страница, – писала наша газета, – на смену Совета пришла дума».
Тем, кто забыл, отчего канули в Лету Советы и отчего возродились думы, стоит напомнить октябрь 1993-го, расстрел Белого дома в Москве и последовавший затем роспуск Советов всех уровней в регионах.
Журналист Евгения Никитина, в те годы заместитель редактора «Новостей Югры», освещающая в газете деятельность окружной думы, поделилась с нами самыми яркими моментами становления югорского парламента.
Мужской призыв
Евгения Никитина, автор книги «Дума: взгляд сквозь годы»:
– В 1994 году было разработано Временное положение о думе округа, согласно которому она должна была состоять из 17 депутатов, не более 2/5 депутатов могли работать на штатной оплачиваемой основе. Депутаты избирались на два года.
Начавшаяся избирательная кампания выявила ряд любопытных нюансов: сомкнутыми рядами в думу пошел «генералитет» – руководители крупнейших (в том числе нефтедобывающих) предприятий и главы городов и районов, справедливо полагая, что именно в окружной думе они могут отстоять интересы своих коллективов и территорий – здесь будет формироваться бюджет, решаются вопросы лицензирования, недропользования, и надо «держать руку на пульсе».
Среди кандидатов не наблюдалось ни представителей рабочего класса, ни крестьянства, ни тем более творческой интеллигенции. Ни одна женщина не прошла в думу. Первый созыв окружного парламента был сугубо мужским.
6 марта состоялись выборы, результаты ошеломили. Из 17 избраны были только 9 депутатов – В.М. Асеев, А.Р. Войтехович, П.С. Волостригов, А.К. Киприянов, С.П. Маненков, Б.С. Хохряков, С.С. Собянин, В.Г. Яковлев, А.И. Сержанов. На многих территориях из-за низкой явки голосование было сорвано. В новой думе не оказалось представителей Сургута, Нижневартовска, Нефтеюганска. Надо заметить, процедура шла на фоне очень сложной социально-
экономической ситуации: невыплаты зарплаты, кризис неплатежей, безработица, неуверенность в завтрашнем дне.
Первое заседание окружной думы проходило в новом, специально оборудованном помещении. Председателем избрали депутата от Когалыма Сергея Собянина, заместителем председателя стал Петр Волостригов, депутат от Советского района. Довыборы в думу назначили на осень 1994 года, и были опасения, что из-за неявки они также могли быть сорваны. Но этого не случилось. Депутатский корпус пополнили А.В. Клепиков (глава Нефтеюганского района), генеральный директор «Сургутнефтегаза» В.Л. Богданов с двумя своими заместителями – А.Ф. Резяповым и Л.В. Бачининым, глава Сургута А.Л. Сидоров, заместители главы Нижневартовска В.А. Кармазин и В.С. Грабовский, председатель Нижневартовского комитета охраны природы Н.Я. Крупинин.
«Дума отныне становится полноправным и полноценным представительным органом, способном настоять на любом своем решении…», – сказал тогда Сергей Собянин на встрече с журналистами по итогам выборов.
Думе предстояло ни много ни мало как создать законодательную базу округа, сформировать бюджет. На повестке дня стоял и вопрос о взаимоотношениях трех субъектов федерации, находящихся в административных границах Тюменской области.
Как мы становились политиками
Опыта законодательной работы у только что избранных депутатов практически не было. Порой брали энтузиазмом. Многие, как Волостригов, пошли учиться на юриста.
Петр Волостригов, депутат думы трех созывов, член Совета Федерации (2001-2006):
– В начале девяностых я и подумать не мог, что пойду в политику. Жил в Советском, служил в авиационном полку. Но в стране начались перемены, а поскольку общественный темперамент у меня был, я выиграл выборы и стал депутатом районного совета. Через некоторое время, когда началась волна изменений в госуправлении (исполкомы заменили на администрации) и председатель районного совета Геннадий Николаевич Зеленцов стал главой администрации, освободилась должность председателя райсовета.
В 1992 году я уже был начальником штаба отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения, предложил свою кандидатуру на должность председателя районного Совета народных депутатов. И сразу был избран. К тому времени, правда, у меня было достижение: будучи председателем комиссии по физкультуре и спорту, я впервые добился включения «спортивной» статьи в бюджет района – целых 600 рублей! Это была моя первая победа как депутата! Через два года, когда проходили выборы в думу Ханты-Мансийского автономного округа первого созыва, жители Советского района и города Югорска избрали меня своим депутатом в окружной парламент.
Председателем думы стал Сергей Собянин, он к тому времени работал заместителем главы администрации округа: ему пришлось сделать выбор в пользу парламента, поскольку именно тогда заложили принцип разделения властей – законодательной и исполнительной. Мы вдвоем трудились в думе на освобожденных должностях: председатель и заместитель. Другие депутаты возглавляли компании, органы местного самоуправления, и конечно же, не собирались работать в первом парламенте на постоянной основе.
Сергей Семенович очень тщательно подбирал аппарат думы: многие толковые специалисты до сих пор там работают. Мы учились писать законы. Дело для округа новое. Ведь тогда в краях, областях, округах не было законотворческих органов. Мы тесно работали с нашей прокуратурой, управлением юстиции, органами местного самоуправления, администрацией, с юристами компаний-недропользователей, вовлекали в свою орбиту всех, кто мог быть полезен нашему делу. Никто не отказывался поработать над проектами законов. Трогательно было, когда депутаты – «большие начальники» приносили испещренные правками, исписанные от руки листочки: «Вот вечером помозговал, что можно было бы в законопроект внести». Люди собрались неравнодушные, незнание законотворческих реалий компенсировалось трепетным отношением к делу.
Потом уже мы стали привлекать к работе юристов высочайшего класса, сильнейших экспертов федерального уровня, известных правоведов.
Помните песню Высоцкого: «Мне вчера дали свободу, что я с ней делать буду». Эту ситуацию и мы переживали. Всё требовало законодательного регулирования: территориально-административное устройство, бюджетная политика, вопросы налогообложения, недропользования, взаимоотношений промышленников и представителей коренных малочисленных народов. Более 100 совещаний провели, прежде чем приняли устав округа – основной закон.
Как делить полушубки
К этому времени обострились отношения с Тюменской областью, та тянула «одеяло полномочий» на себя. Округа были недовольны ситуацией, когда условно 30 полушубков завозили в Тюменскую область, по одному выделяли на Югру и Ямал, а 28 оставались в Тюмени. Так не должно быть, сказали округа. И начали работу по поиску урегулирования спорных вопросов.
Окружные депутаты приняли решения о том, что законы и нормативные правовые акты Тюменской областной думы могут исполняться только в пределах делегированных думой округа полномочий. Если это условие не соблюдается, юридической силы такие решения на территории округа, сказали депутаты, иметь не будут. Думцы были настроены решительно в отстаивании статуса равноправного субъекта федерации.
А время было непростое. Чтобы понять, что происходило с бюджетом, назовем лишь несколько цифр. По доходам за первое полугодие 1994 года бюджет округа был исполнен всего лишь на 19,7 процентов, а по расходам – на 20,2. Как следствие – задержки зарплат, отпускных. В нефтегазовом секторе обострился кризис неплатежей. И тогда думцы приняли такое решение: нет денег – плати нефтью. Депутаты приняли документ, который позволил администрациям (и округа, и городов, районов) взимать плату за использование недр (роялти) добытой нефтью. Жизнь всё время подбрасывала законодателям новые квесты.
Первый созыв проработал два с половиной года, были приняты десятки законов и программ, направленных, в частности, на социальную защищенность, прежде всего, детей и ветеранов.
Вчерашние «генералы» и хозяйственники становились политиками. Второй созыв думы выбирали осенью 1996-го.
Время первых
Любовь Чистова, с 1990 по 2006 годы – депутат, первый заместитель председателя Совета народных депутатов, заместитель председателя думы Югры:
– Я бы сказала, что 1994 год стал годом рождения югорской государственности или окружного парламентаризма, так как именно в этом году был сформирован в соответствии с Конституцией РФ первый и единственный законодательный орган – дума Ханты-Мансийского автономного округа. Наступило долгожданное время создания собственной законодательной базы. При этом справедливости ради отметим, что работавший до этого окружной Совет народных депутатов подготовил достаточную почву для регионального законодательства. К примеру, принятое в 1992 году «Положение о родовых угодьях» действовало на нашей территории более 10 лет. Тогда же вырабатывались основы для нашей «малой Конституции» – устава автономного округа. Многие законы, принятые в середине девяностых в округе, опережали федеральные, нас называли «пионерами». Наверное, были и ошибки: первым всегда непросто. Но именно первопроходцы определяют вектор движения.
Они были первыми
Депутаты думы Ханты-Мансийского автономного округа первого созыва:
- Асеев Владимир Михайлович
-
Бачинин Леонид Владимирович
-
Богданов Владимир Леонидович
-
Войтехович Александр Романович
-
Волостригов Петр Станиславович
-
Грабовский Владимир Соломонович
-
Кармазин Виктор Андреевич
-
Киприянов Андрей Кириллович
-
Клепиков Александр Валентинович
-
Крупинин Николай Яковлевич
-
Маненков Сергей Петрович
-
Резяпов Александр Филиппович
-
Сержанов Александр Иванович
-
Сидоров Александр Леонидович
-
Собянин Сергей Семенович
-
Хохряков Борис Сергеевич
-
Яковлев Владимир Григорьевич
Опубликованных комментариев пока нет.