×
История
0

Первую в истории Западной Сибири нефтяную навигацию открыл танкер № 652

55 лет назад в Югре началась промышленная добыча нефти. О том, как это было, рассказывали журналисты и очевидцы событий.

Нефть грузили баржами
К концу мая 1964 года первые баржи с нефтью с Шаимского, Мегионского и Усть-Балыкского месторождений были направлены на Омский нефтеперерабатывающий завод. Западная Сибирь вступала в новый этап своего развития. Оказалось, что распечатать подземные кладовые (что случилось в начале 1960-х годов) – это еще полдела. Необходимо было продумать транспортировку на перерабатывающие заводы. От пробной эксплуатации месторождений нужно было как можно быстрее переходить к промышленной: страна не могла долго ждать.
Первую нефть отправляли на баржах, поскольку промыслы были удалены от ближайшего нефтеперерабатывающего завода в Омске на тысячу километров. Первая партия югорской нефти – 200 тысяч тонн – поступила на Омский завод 5 июня 1964 года в 19 часов. Новой нефтяной провинции предсказывали большое будущее – добычу в 1980 году 250–300 миллионов тонн нефти (эта планка была легко взята значительно раньше).
О том, как провожали югорскую нефть на переработку, рассказывали журналисты нашей газеты и других местных изданий.



Усть-Балык: отчего расстроился Салманов
17 мая 1964 года, как сообщали газеты, началась пробная эксплуатация Усть-Балыкского месторождения: нефть поступала в три огромных резервуара. Прародительницей промышленной нефти этого месторождения стала скважина № 80, пробуренная на самом берегу. А 26 мая случилось то, чего так долго ждали, чем жил каждый житель Усть-Балыка. 
Вот что на следующий день, 27 мая, написала наша газета, тогда еще «Ленинская правда»:
«В полдень у причала на берегу Юганской Оби собралось множество народа. Из поселка навстречу долгожданному судну вышел катер «Ласточка» с представителями Иртышского пароходства. Развернулся и пошел впереди. Показался рейд. Торжественный длинный гудок разлился в воздухе. Ярко украшенный пароход под названием «Капитан» и нефтеналивное судно № 1 подходят к берегу. Капитан Лунин отдает последние приказания. Что тут началось! Кто-то целуется, кто-то на радостях нефтью мажется. Первооткрывателей качают, высоко подбрасывают. Нефтеюганск праздновал совершеннолетие. На трибуне алые полотнища, транспаранты, призывы к новым победам».
Как сообщила газета, митинг открыл секретарь Сургутского парткома Василий Бахилов, тепло поприветствовавший первопроходцев. Звучал гимн Советского Союза.
«Недалеко то время, когда мы ответим нефтяным половодьем. В глухих местах Сибири вырастут современные селения, промышленность, стальные магистрали, широкие автострады», – пообещал секретарь промышленного обкома КПСС Александр Протозанов, также присутствовавший на митинге.
Фарман Салманов, начальник Сургутской экспедиции, отметил, что начавшиеся в 1958 году геологоразведочные работы привели к открытию крупного нефтяного района. В течение трех лет геологи открыли восемь новых месторождений.
Но самая первая нефть в Омск поступила от шаимцев с Сухого Бора, что в 25 километрах от Урая. Это вызывало вполне понятную досаду Салманова. Всего на три дня шаимцы опередили его баржи. А он так хотел быть первым!

Шаим: трудно быть первым
«К ускоренной отправке одинаково стремились оба района, но кондинцы опередили только лишь потому, что Конда и Иртыш вскрываются ото льда на неделю раньше, чем излучина Оби от Нижневартовска до Ханты-Мансийска. Там, в Шаиме, это мероприятие прошло тихо и скромно. Из сообщений окружного радио мы узнали, что представителями из области на отправке нефти были Л. Ровнин – главный геолог «Геологоуправления» – и А. Ботаногов – начальник Тюменского линейного пароходства. Газеты по этому поводу пока молчали», – рассказывал в своих мемуарах очевидец событий 55-летней давности, активный участник преобразований, происходивших на югорской земле, Виктор Редикульцев.
Но недолго молчали газеты. «Тюменский комсомолец» 24 мая 1964 года сообщил: «Судно под № 652, где капитаном К. Третьяков, 22 мая встало под погрузку. Нефть Шаима – первая нефть Тюменской области – хлынула в трюмы танкера».
В танкер залили первые 593 тонны нефти. Тут же состоялся импровизированный митинг, посвященный добыче первой сибирской нефти. Открыли его секретарь райкома партии Плесовских, начальник Шаимской экспедиции Морозов, главный инженер нефтепромысла Хананов. Главный геолог Тюменского геологического управления Лев Ровнин сравнил загрузку первого танкера нефтью с полетом Гагарина в космос. Среди участников митинга был и Герой Социалистического Труда Семен Урусов. Это он распечатал недра Шаима.



Удача Урусова
Удача пришла не сразу. Урусов долго бурил «на воду» в Тавде, пока легендарный Эрвье, начальник главка, не сказал: «Надо ехать тебе в район Шаима. Там обязательно должна быть нефть». Урусов не возражал. Хотелось настоящего мужского дела. Фронтовик, он и в мирной жизни искал передовую. 
На Север за Урусовым поехали не все: многие из его бригады обзавелись огородиками, пообвыклись в Тавде, а на Севере – ни кола ни двора. Потом, правда, жалели. Нефть-то, как и предсказывал Эрвье, нашли!
Бригада нуждалась в рабочих руках. Урусов вместе с секретарем Кондинского райкома комсомола Леонидом Тайлашевым убеждал местных ребят – охотников, рыбаков – идти работать на буровую.
А открытие Шаимского месторождения случилось так. Первая скважина, 2Р, дала нефть. Правда, небольшую, всего лишь полторы тонны в сутки, «с гулькин нос», как говорили. Начальник Шаимской экспедиции Михаил Шалавин спрашивал у опытных рабочих: «Как должен выглядеть фонтан?» Те что-то объясняли, но никто точно не знал как: фонтанов в глаза еще не видели. Работали-то с эксплуатационными скважинами, а это разведочная.
Пробурили следующую скважину, № 7. Она оказалась более результативной: суточный дебит уже составлял до 12 тонн нефти. Проходку снова вела бригада Семена Урусова. А затем в поисках проницаемых коллекторов песчаников, которые могли дать большие притоки, заложили скважину № 6 на берегу Конды.
«Скважина периодически фонтанировала... с дебитом 350–400 тонн в сутки» – такую радиограмму в адрес начальника Тюменского геологического управления Юрия Эрвье 21 июня 1960 года отправил начальник Шаимской нефтеразведочной экспедиции Михаил Шалавин. На самом деле дебит был в разы больше. Но, как говорили, Шалавин после предыдущих испытаний побоялся сообщить о реальных объемах, на всякий случай уменьшил показатели.
«Когда открыли задвижку, вздрогнула труба и мощный поток нефти и газа хлынул в вырытый амбар, превратившийся вскоре в нефтяное озеро. Вот тогда мы поняли, что такое фонтан», – вспоминали очевидцы.
«Первая сибирская нефть получена!» Не было новости важнее, чем эта. Репортажи с фотографиями умывающихся нефтью первопроходцев украшали первые полосы газет. А через четыре года нефть Шаима стали добывать в промышленных масштабах и в баржах отправлять по воде в Омск. Рейсы по Конде, а затем по Иртышу не были легкими. В тайге часто случались пожары, а Конда отличалась строптивым характером. Но рейсы следовали один за другим, пока в 1965-м году не построили первый магистральный нефтепровод Шаим – Тюмень. А спустя два года появился головной участок нефтепровода Усть-Балык – Омск. И нефть пошла по трубам.
Несколько лет назад в Сухом Бору, где загружалась первая баржа, был установлен макет того самого танкера под номером 652. 
Совсем как настоящий.

Теги статьи: #Нефтяная навигация

Автор текста: Ольга Маслова   

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии