Последние новости

12:08

Руслан Кухарук с рабочей поездкой посетит Белоярский район

11:34

Режиссер из Сургута презентовал премьеру второго сезона своего сериала

11:16

Врачи Нижневартовска спасли мужчину со стопроцентным поражением легких

17 июля

Павел Завальный: «Проект «Доброслужащий» создает политиков нового времени»

11:15

Социальная газификация стала доступна дачникам

11:02

В Ханты-Мансийске состоится финал III международного конкурса «Лидер народной дипломатии»

11:02

Бюджет Нефтеюганска вырос на 215 млн рублей

16 июля

Руслан Кухарук посетил ДНР с рабочей поездкой

10:58

В Нягани модернизируют водоочистные сооружения

10:44

На двух автотрассах Югры водителей проверят на алкоголь

10:42

В Нефтеюганске к 1 сентября введут в эксплуатацию новую благоустроенную дорогу

16 июля

Контрактники из Югры зарабатывают 4 000 000 рублей за 12 месяцев

09:41

В Югре двое детей нарушили правила дорожного движения и получили травмы

00:39

Руслан Кухарук навестил югорчан в военном госпитале в Ростове-на-Дону

22:52

В Березовском районе прошел театральный фестиваль «Водевиль»

16 июля

Ханты-Мансийск попал в десятку городов-лидеров по объемам ввода жилья

Читать все новости

Петровна, ты же капитан

В 19 лет ее уже называли «Петровна». Одна из двух женщин-капитанов дальнего плавания Ханты-Мансийского автономного округа Любовь Васянина рассказала о том, как работала командиром судна, спасла экипаж и пассажиров и почему фраза «женщина на корабле – к несчастью» неприемлема в речном флоте.


Зачем?
Любовь родилась в поселке Кондинское. Впервые она подумала, что хочет стать именно капитаном, работая рулевым мотористом. Тогда девушка четко осознала, что хочет сама руководить. На идею поступить в Омское командное речное училище имени капитана В. И. Евдокимова семья отреагировала с пониманием – отец и два брата тоже в молодости работали на флоте. А через два года Любовь вышла замуж, и супруг тоже поддержал ее стремление: «С мужем мы работали вместе, он был штурманом, а я мотористом».

– Я пришла на флот в 19 лет, приняли так, будто всегда была здесь. Но хотелось большего, хотя учиться было трудно. Однако мне помогали мужчины – штурманы и капитаны, было у кого спросить совета, – говорит Любовь.
Она поступила на специальность «судоводитель-механик с управлением судовых энергетических установок». Первая сессия оказалась тяжелой, но Любовь прилагала все усилия, читая много специальной литературы и стремясь быть наравне с мужчинами.
– Если есть цель, то ее нужно добиваться. Я была единственной девушкой в группе. Меня спрашивали «зачем?», ведь все равно выйду замуж и не буду работать. Представьте, через несколько лет пересеклась с этими скептиками, и они были очень удивлены тем, что я осталась работать и на тот момент уже занимала должность штурмана.
Перед тем как им стать, Любови необходимо было проработать несколько навигаций вторым и первым штурманом, а потом подтвердить свою квалификацию. Но у нее все получилось, и уже через год вместе с мужем она вышла на новый теплоход.
– Меня три раза валили на экзаменах. Когда я спросила, почему меня не допускают и придираются на вопросах, которые знаю, комиссия ответила, что женщине не положено работать ночью – нормы охраны труда. А капитанская вахта всегда была ночная. Тогда я разозлилась из-за неуважения, проявленного по отношению ко мне. Почему я не должна работать капитаном? Хочу и буду. И доказала, ответив на все вопросы, а дальше деваться им было некуда.
Скакалка от стресса
Ночные вахты тяжелые, независимо от того, женщина ты или нет. Полугодовые навигации – своего рода проверка на выдержку: кто-то остается работать дальше, а кто-то уходит. Любовь в моменты сильной усталости всегда спасали физические упражнения. На рассвете она брала скакалку, спускалась вниз, снимала кроссовки, чтобы не разбудить команду, и прыгала. Такие упражнения с утра помогали проснуться. А дальше – за штурвал.
– Ночью сложнее управлять – совсем другое освещение. От прожектора сильно уставали глаза, поэтому мы старались идти без него, – объясняет Любовь. – Двигаться на судне с плотом 7–10 дней без остановки по извилистым речкам требовало большого опыта и сноровки. Мне хорошо помогали знания лоции реки: где расположены отмели, подводные острова и протоки, в которые могло затянуть плот. Кондинских капитанов всегда ценили и считали профессионалами за то, что они работали на сложной и извилистой реке.
Теплоход для нее оставался домом на воде. На судне было все: муж, ребенок, кошка, собака, рыбки, попугаи. В конце апреля семья уходила в рейс и осенью приезжала обратно. Сыну было трудно переживать эти навигации: он скучал по берегу. А потом, после 1 сентября, тяжело становилось матери. Любовь считала дни до окончания навигации, чтобы увидеться с сыном.
Говорить «не хочу и не могу», будучи рулевым мотористом или капитаном-механиком, нельзя. Девушке приходилось работать и ключами, и кувалдой, таскать тяжести в жару, заниматься ремонтом на протяжении 12 часов. Иногда от слабости из рук почти падали инструменты, но Любовь продолжала трудиться.
– На теплоходе всегда все в движении и некогда скучать. Один опытный речник сказал мне: «Петровна, ты же капитан. А капитан должен уметь все». Я и старалась, никогда не увиливала от трудностей, поэтому, наверное, меня и уважали мужчины. Конечно, коллеги старались помочь, но я им нисколько не уступала.


Гордо реет «Буревестник»
Первым судном, на котором начала работать Петровна, был служебно-разъездной теплоход «Буревестник». Команда состояла из пяти человек: капитан, штурман, повар и два моториста. Сначала Любови было немного неудобно спрашивать, например, как швартовать судно или топить котел, поэтому она все делала самостоятельно и училась на своем опыте.
– У нас был шестиметровый трап – лестница на судах – шире обычного в два раза. Поднимала его – спина трещала. Тем не менее, когда мы швартовались, несла его я. Однажды штурман – 110-килограмовый мужчина – поторопился, сам схватил и присел: «П-п-петровна, помоги мне». Я хохотала не от того, что моложе и здоровее, просто взрослый мужчина просит помочь девчонку, – смеется капитан.
В 2001 году ее перевели в «Северречфлот». Тогда же компания получила первые пассажирские теплоходы «Линда», которые по сравнению с обычными судами были более маневренными, с хорошей управляемостью на скорости.
– Многие капитаны уволились, когда мы получили эти теплоходы, потому что ими было сложно управлять, особенно во время шквальных ветров. Тормозной путь нужно было рассчитать так, чтобы дотянуть 15–20 метров до берега и маневрировать, не столкнувшись с причалом. Лично мне на «Линде» еще было тяжело из-за здоровья – постоянного низкого давления. Если планировался выход в пять часов утра, то я выдвигалась в четыре и делала пробежки.
Всего Любовь отработала 24 навигации, из которых 15 была капитаном-механиком. Помимо основной работы, у нее была возможность преподавать судовождение в Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже.
– Чтобы учить студентов, необходимо иметь высшее образование. Поэтому в 2007 я поступила в Сибирский государственный университет водного транспорта. Мне было гораздо легче учиться, поскольку многое знала. Сейчас мои студенты уже капитаны или их помощники. Очень горжусь, что они не бросили свое дело. Когда я смотрела на них, уставших после навигации, то вспоминала себя.
Поговорка «женщина на корабле – к несчастью» для нее неприемлема, потому что именно женщина создает порядок на борту. А обязанности капитана везде одинаковы, независимо от пола.
– Когда я пришла, то была второй женщиной капитаном. Многие мужчины берут своих жен с собой в качестве повара, потому что они создают на судне чистоту, уют и порядок. Люди, предвзято относящиеся к женщинам на флоте, не могут быть профессионалами своего дела. В профессиях не должно быть ограничений, связанных с полом. Человек сам решает, кем ему быть. Единственный барьер – общество, которому кажется, что ты не справишься, – объясняет Любовь. Но и это можно преодолеть.


Это интересно
Особенно сложным для женщины-капитана выдался рейс из села Селиярово до Сургута.
– Когда мы проснулись, поднялся ураган. Ветер оборвал провода, из-за чего мы лишились энергопитания, а двигатели нельзя запускать на «холодную», и мы два часа подогревали масло и воду. И все же судно вышло в рейс.
На реке поднялась большая волна. Теплоход прижали к берегу.
– На судне находилось около 60 человек. Когда нас начало захлестывать водой, кассирша подняла панику. Я ее успокоила, остальные молча наблюдали. Мы пошли протоками, хотя скоростным судам категорически запрещалось по ним передвигаться из-за отсутствия навигационных знаков. Я была вынуждена нарушить эти правила, чтобы спасти людей и себя, – рассказывает Любовь.
Судно шло со скоростью 20 километров в час. И пока Любовь следила за его положением, носовую часть затопило водой из клюза – отверстия, где висел якорь. Проем по решению капитана заполнили мешком с картошкой. Вместо трех-четырех часов теплоход шел до города девять.
– Эти часы показались мне вечностью. Было страшно. Когда мы вышли к мосту Сургута, на нас снова накатила сильная волна, а сил уже просто не было, но я справилась. Самое удивительное, нас встречала набережная, заполненная людьми. Все очень переживали и не знали, что делать, так как не могли с нами связаться. Ко мне подбежала диспетчер, обнимала, плакала и говорила, какая я молодец. Перед тем как выйти, пассажиры заходили в рубку и благодарили. Для них это был шок. А я после такой длительной нервотрепки просто хотела спать, – с волнением вспоминает капитан.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

12:08

Руслан Кухарук с рабочей поездкой посетит Белоярский район

11:34

Режиссер из Сургута презентовал премьеру второго сезона своего сериала

11:16

Врачи Нижневартовска спасли мужчину со стопроцентным поражением легких

17 июля

Павел Завальный: «Проект «Доброслужащий» создает политиков нового времени»

11:15

Социальная газификация стала доступна дачникам

11:02

В Ханты-Мансийске состоится финал III международного конкурса «Лидер народной дипломатии»

11:02

Бюджет Нефтеюганска вырос на 215 млн рублей

16 июля

Руслан Кухарук посетил ДНР с рабочей поездкой

10:58

В Нягани модернизируют водоочистные сооружения

10:44

На двух автотрассах Югры водителей проверят на алкоголь

10:42

В Нефтеюганске к 1 сентября введут в эксплуатацию новую благоустроенную дорогу

16 июля

Контрактники из Югры зарабатывают 4 000 000 рублей за 12 месяцев

09:41

В Югре двое детей нарушили правила дорожного движения и получили травмы

00:39

Руслан Кухарук навестил югорчан в военном госпитале в Ростове-на-Дону

22:52

В Березовском районе прошел театральный фестиваль «Водевиль»

16 июля

Ханты-Мансийск попал в десятку городов-лидеров по объемам ввода жилья

Читать все новости