×
Экономика
0

Плюс еще двести миллионов

Сургут нашел в своем бюджете дополнительные средства на ремонт дорог


Дорожная кампания-2020 в Сургуте стала рекордной в его новейшей истории – 1,45 млрд рублей с учетом средств на строительство. Год назад сумма была тоже впечатляющей: 1,1 млрд. На эти средства удалось отремонтировать 14 участков городских автомагистралей. 
Где администрация Сургута нашла дополнительные средства, какие дороги будут отремонтированы и построены, а также – какие преимущества, помимо финансирования, получают муниципалитеты от участия в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – в материале «СТ». 


Бонус шестидесятой параллели
Географическое расположение Сургута играет на руку дорожным бригадам. В условиях белых ночей работы можно вести круглосуточно, что и позволяет ремонтировать дороги с опережением графика. Днем подрядчики стараются не мешать автомобильному потоку – занимаются канализационными коллекторами, бордюрами, тротуарами и прочим. Асфальт начинают класть поздно вечером, когда трафик близок к нулю. При этом стараются перекрывать только одну полосу. 
На сегодняшний день ремонтная кампания в самом разгаре. Объем средств достаточно большой, объем работ, соответственно, тоже – и по ремонту, и по строительству. 
На ремонт дорог в этом году из бюджета трех уровней по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» запланировано 390 млн рублей. На эти деньги в городе выполняется ремонт четырех участков дорог: по ул. 30 лет Победы от пр. Мира до пр. Ленина, продолжение ремонта ул. Маяковского, начатого в прошлом году, – от пр. Мира до ул. Профсоюзов; огромный объем работ по ул. Семена Билецкого и ул. Лермонтова.

Переиграли
78 млн рублей исключительно из городского бюджета было выделено на устранение колейности. Подрядчик уже приступил к выполнению работ. А всего дней десять назад в городском бюджете нашлись еще 200 миллионов.
– Дума утвердила еще 200 млн рублей на устранение колейности. На эти средства мы планируем привести в порядок Югорский тракт, а также выполнить достаточно большой объем работ еще на двух участках: правую полосу выезда на Нефтеюганское шоссе с Грибоедовской развязки до Белого Яра и левую полосу перед поворотом на Белый Яр, – рассказывает замглавы Сургута Николай Кривцов. – Общая сумма на ремонт дорог в этом году, таким образом, составит 670 млн рублей, а финансирование всей кампании с учетом стройки – 1 млрд 450 млн рублей. 
Найти дополнительные 200 млн рублей на устранение колейности администрации Сургута удалось за счет экономии средств при строительстве продолжения улицы Геологической (по словам Кривцова – «ни в коем случае не в ущерб качеству», но в большей мере – за счет привлечения средств федерального бюджета на строительство этой автодороги).
Деньги, впрочем, пока не пришли: именно на строительство этой дороги Сургут и вынужден взять один из бюджетных кредитов. Напомним, что на последнем заседании городской думы депутаты одобрили администрации решение привлечь более 600 млн рублей кредитных средств на решение городских вопросов, в том числе – и на строительство данной дороги. Но этот займ должен перекрыться до конца года деньгами федерального бюджета в рамках нацпроекта. Собственные средства на это строительство были заложены в городском бюджете еще в конце прошлого года. Но как только появилась возможность привлечь дополнительное финансирование, администрация решила ею воспользоваться. И направить резерв на решение другого острого вопроса – устранение колейности. 
Ремонтами дорог Сургута по традиции занимаются два основных подрядчика – компании «Северавтодор» и «ЮВиС». Принять первые объекты у подрядчиков администрация Сургута рассчитывает уже в августе. 
Контракты на дополнительные 200 млн рублей пока еще не заключены, но это произойдет в ближайшее время. А сами работы должны быть выполнены до конца сентября. 
 
Зона отчуждения
Одна из особенностей ремонтной кампании в рамках нацпроекта заключается в том, что объекты должны быть отремонтированы комплексно. Вместе с дорожным полотном подрядчики ремонтируют тротуары и систему освещения. По улице Лермонтова, кстати, тротуар будет выложен брусчаткой. Но междворовые проезды, прилегающие к этим улицам, в комплекс, к сожалению, не входят. Город может отремонтировать только небольшие фрагменты заездов – до кромки тротуара, которая расположена дальше от проезжей части. За этой чертой начинается уже другая зона ответственности. 
– За счет средств городского бюджета – всех налогоплательщиков – мы имеем право ремонтировать только дорожные объекты, которые находятся в границах так называемых «красных линий», – поясняет Николай Кривцов. – Она пролегает, как правило, по границе тротуара не со стороны проезжей части, а со стороны зданий вдоль дороги. Это и есть граница, в которой проходит ремонт улицы. Хотя, конечно, если в процессе этого ремонта что-то будет разрушено за этой чертой, подрядчик восстановит. Но в границах уличного ремонта выполняется только примыкание улицы к междворовому проезду, сам проезд – уже нет. 
Так что ремонт междворовых проездов – совсем другая история, еще толком даже не подсчитанная. На июньской сессии городского парламента депутаты попросили чиновников назвать к осени хотя бы приблизительную цифру, сколько денег потребуется на то, чтобы привести проезды в порядок. Точная калькуляция будет возможна только, собственно, перед самим ремонтом: стоимость материалов и работ с течением времени меняется. 
Приблизительная стоимость у администрации есть: более двух миллиардов рублей. Осенью чиновники и депутаты будут решать, где изыскать эти средства. Привлечь финансирование из округа, а тем более – из федерального бюджета на эту статью расходов получится вряд ли. Междворовые проезды – зона ответственности муниципалитета и его жителей, их ремонт не предусмотрен даже в федеральной программе «Формирование комфортной городской среды» – она предполагает софинансирование строительства общественных пространств (парки, скверы, площади и прочее) и дворовых территорий. 
 
Стандарты изменились
Нацпроект «БКАД» отразился не только на финансовой стороне вопроса. На качестве ремонта – в том числе. 
– В рамках нацпроекта вся страна переходит на новые стандарты ремонта и строительства дорог, – поясняет Николай Кривцов. – В том числе, на стандарты дорожно–строительных смесей, которые надежнее и прочнее. И лучше выдерживают нагрузки, которые, как известно, повысились. Мы надеемся, что межремонтный период благодаря новым стандартам увеличится.
Кстати, количество переделок прошлогодних работ в рамках гарантийных обязательств на дорогах Сургута, по оценке специалистов администрации Сургута, уже гораздо меньше. 
– Обследования участков дорог, находящихся на гарантии подрядчика, еще продолжаются. На сегодняшний день выявлены несколько проблемных точек на общую сумму около 15 млн рублей: участок площадью 3617 кв. м по ул. Гагарина (9,7 млн руб.), 844 кв. м по ул. Республики (2,3 млн руб.), перекресток ул. 30 лет Победы – пр-т Пролетарский – 1136 кв. м на 3,06 млн руб., – рассказали «СТ» в департаменте городского хозяйства. Кроме того, на улицах Рационализаторов, Грибоедова, Индустриальной, Студенческой и на бульваре Писателей подрядчикам придется заменить бордюры и тротуарную плитку, ориентировочно, на 2 млн рублей.
Платить эти 15 млн рублей за «работу над ошибками» подрядным организациям из бюджета не придется – дороги находятся на их гарантии. Но определенные неудобства горожанам ситуация все же доставляет: жить в непрекращающемся ремонте – сомнительное удовольствие. 
Чтобы свести такие ситуации к минимуму, уже несколько городов Югры перешли на новую форму взаимодействия с подрядными организациями – на так называемые «контракты жизненного цикла». По своей сути, это то же ГЧП, по которым в последнее время стало популярно строить детские сады, школы и другие социальные объекты. Только срок эксплуатации другой. Если в случае с объектами недвижимости речь идет о пяти годах эксплуатации здания инвестором, в течение которых бюджет выкупает этот объект, то с дорогами история длиною в жизнь. Дорожно–строительная организация, построившая дорогу, несет ответственность за ее состояние бессрочно. Ну и, соответственно, получает гарантированную оплату из бюджета на содержание этой дороги, а также на ремонты, которые все равно ей когда–то потребуются. 
В Сургуте этот механизм взаимодействия между бизнесом и властью пока не применялся. По признанию Николая Кривцова, в этот раз мы решили сперва присмотреться, как дело пойдет у соседей. Присмотрелись. Понравилось.
– Не хочу опережать события, потому не буду вдаваться в подробности. Скажу только, что в ближайшее время такой контракт появится и у нас, – признался Николай Кривцов. 
Чтобы привести в порядок все городские дороги Сургута, необходима сумма более двух миллиардов рублей. В сегодняшних ценах. С течением времени и, соответственно, инфляцией, она вырастет. Но если городу удастся в ближайшие три–четыре года хотя бы сохранить объемы дорожно–ремонтной кампании, то по истечению этого срока Сургут сможет опять претендовать на статус «Город идеальных дорог».


584 млн рублей выделяет Сургуту в 2020 году федеральный бюджет на реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Автор текста: Маргарита Стройнова

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии