Наверное, именно эти качества сыграли решающую роль, когда Алексей Зуев выбирал профессию водителя рейсового автобуса.
Вот уже десять лет трудится он в городском автотранспортном предприятии №2 - перевозит пассажиров по одному и тому же маршруту - №9.
Без спешки и суеты
- Вообще-то водительский стаж у меня более 30 лет, - пояснил Алексей Геннадьевич, - довелось управлять транспортом различных категорий.
За руль автомобиля сел в 1992 году – после армии устроился на работу и трудился едва ли не во всех транспортных компаниях города.
- Жалею об одном – не сразу пришел в пассажирское предприятие, - признался водитель. – Тогда у меня не было соответствующей категории и, к сожалению, я не знал, что на предприятии можно пройти обучение. Но всегда хотел работать именно на рейсовом автобусе.
Кому-то такая мечта может показаться странной: ну, что может быть интересного в том, чтобы изо дня в день проезжать по одним и тем же дорогам? А вот Александру Зуеву эта работа по душе.
- Я не люблю спешку, суету, неопределенность, - пояснил он. - Чувствую себя комфортно только в стабильной обстановке. Есть четкий маршрут, конкретные правила дорожного движения. Если следовать им добросовестно, уважать всех участников дорожного движения, работа идет легко и приносит радость.
Возможно, именно такая позиция помогает избегать неприятностей в пути: Алексей Геннадьевич может гордиться не только долгой трудовой биографией, но и тем, что на всем ее протяжении ни разу не побывал в серьезной аварии, не оказался в опасной или хуже того - безвыходной ситуации.
- На пассажирском транспорте особенно важна безопасность, - подчеркивает водитель. - Мы отвечаем не только за себя, но и за людей. Особенно сегодня, когда обстановка на дорогах непростая - большая загруженность, много спешащих куда-то лихачей, нарушающих правила пешеходов. Поэтому вождение автобуса требует предельной сосредоточенности. Я стараюсь избегать конфликтных ситуаций на дороге: лучше лишний раз уступить, чтобы не случилось аварии.
В разговоре на такую тему возник закономерный вопрос, а не отвлекает ли от дороги прием оплаты за проезд от пассажиров?
- Нет, - уверяет Алексей. - Главное, чтобы рабочее место было организовано правильно, все под рукой, все на местах. Впрочем, сегодня не так много пассажиров оплачивают проезд наличными, поскольку установлены автоматы, в которых можно рассчитаться банковской картой.
Спокойная «девятка»
Не только на дорогах старается избегать конфликтов Алексей Зуев. За 10 лет работы ни разу не возникло у него инцидентов и с пассажирами.
- Конечно, всякие люди садятся в салон автобуса: кто-то подшофе, кто-то просто в дурном настроении. Есть и любители поскандалить на ровном месте. Важно самому сохранять спокойствие, не раздувать конфликт, а уметь погасить его на корню. Ведь если сам начинаешь раздражаться, людей это заводит еще сильнее.
Единственный выходящий из ряда вон случай в пути произошел более девяти лет назад - водитель на последнем вечернем рейсе обнаружил в автобусе спящего пассажира.
- Я попытался его разбудить, он не реагировал, - рассказал Алексей Геннадьевич. - Запаха алкоголя от него не было, поэтому поехал на базу, вызвал врачей, милицию. Приехал наряд - в униформе, с автоматами, как на задержание серьезного преступника. Даже не по себе стало. Оказалось, парень в сильном наркотическом опьянении. Когда правоохранители его разбудили, разбушевался, в драку кинулся. Правда, его быстро угомонили и увезли.
А вообще микроклимат в автобусе зависит от водителя, уверен Зуев. Если он излучает спокойствие и уверенность, то и в салоне все будет хорошо.
Хотя есть у водителей представление о маршрутах «спокойных» и «беспокойных». Так, «девятка» - одна из самых благополучных линий, а вот №13 вполне оправдывает человеческую нелюбовь к «чертовой дюжине» - редкая смена проходит без инцидентов.
Чистота и порядок
Когда поднялась первая волна коронавируса, водитель затревожился.
- Конечно, поначалу было даже немного страшно, ведь мы работаем с большим количеством людей, - признался Алексей Зуев. - Не все соблюдают масочный режим, далеко не каждый носит перчатки. Всегда прошу пассажиров принимать в салоне меры предосторожности. Большинство относится с пониманием, но есть и такие отчаянные, кто демонстративно игнорирует меры безопасности. Когда объявили режим самоизоляции, руководство предприятия организовало сотрудникам тестирование на коронавирус, его результаты успокоили.
Не стали для Алексея Геннадьевича обузой и дополнительные меры обработки салона.
- Я всегда старался, чтобы в автобусе было чисто, аккуратно, красиво, - объясняет он. - Самому в чистоте находиться приятно, и пассажиры довольны. Поэтому обязательно несколько раз за смену протирал пыль в салоне и в кабине. Сейчас делаю то же самое, только уже с дезинфицирующими средствами.
Доброе слово - лучшая награда
За долгие годы работы есть у Алексея Зуева грамоты и благодарности. Участвовал и в конкурсах профмастерства, в одном даже занял второе место по городу.
- Я перестал принимать в них участие вот по какой причине: нужно ответить на вопросы по правилам дорожного движения за короткое время. Я все их знаю назубок, но мне нужно время, чтобы прочитать вопрос, обдумать. Наверное, здесь не совсем уместно ограничивать конкурсантов во времени, - признается Зуев.
Впрочем, к наградам он относится спокойно, можно сказать, даже равнодушно.
- Самая большая радость, когда подходят пассажиры, благодарят, говорят хорошие слова. Тогда понимаешь, что выполняешь работу качественно, что нужен людям, что сделал правильный выбор, определяясь в профессии.
Десять лет на любимой работе пролетели для Алексея Зуева, как один день. Не ощущает он ни усталости, ни разочарования. И не хочет даже представить себе другой трудовой биографии.
Опубликованных комментариев пока нет.