Кабинетные поиски
Руководитель проекта и организатор экспедиции, директор АНО «Малая родина» Алена Родионова рассказала, что в состав экспедиции вошли археолог, геолог, этнограф, топограф-геодезист, художник и видеограф – специалисты из Ханты-Мансийска, Екатеринбурга и Омска.
– Суть проекта заключается в изучении и поиске мест, связанных с древними сказаниями, упоминаемыми в фольклоре южных ханты. Это этническая группа, проживавшая в низовьях Конды и Иртыша. В удаленных деревнях старожилы еще знают и почитают священные места своих предков, помнят связанные с ними предания. Одна из легенд – о Каменной бабе, – говорит Алена Родионова. – Мы решили сопоставить древнюю легенду с реально существующим каменным идолом близ Согома, начав свое историко-краеведческое расследование.
События развивались стремительным и непредсказуемым образом. Встречи с очевидцами, «случайно» обнаруженные архивные документы, публикации, фотографии. Версии легенд о Каменной бабе «обрастали» новыми каменными персонажами: дети, кони. Кабинетные поиски увели ученых далеко за пределы округа: Тобольск, Екатеринбург, Пенза и даже Париж.
Команда проекта собирала легенды, исторические карты, архивные документы вместе с местным населением. Старожилы поселений, расположенных вблизи мест проведения полевых краеведческих экспедиций, и их потомки оказались фактически единственными источниками информации об исчезнувших селениях, священных местах и даже вспомнили отголоски древних сказаний.
– Одно из первых упоминаний Каменной бабы на Иртыше встречается у академика П. Палласа, побывавшего на севере Западной Сибири в 1771 году, – рассказывает Алена Родионова. – На территории Западной Сибири «бабами» называли каменные изваяния или даже просто камни. Для нашей таежной территории они редкость, поэтому часто становились предметом культа, поклонения и почитания. С каждым из таких камней была связана своя легенда.
Туристы нашли ее давно
К Каменной бабе приходят люди всех национальностей, приносят ей подарки (жертвы). Несмотря на встречающиеся в литературе упоминания Каменной бабы, ученые еще ни разу не посещали это место. Зато туристы и журналисты бывали там. Благодаря им до наших дней сохранились изображения изваяния, и оно отличается от нынешнего ее вида. Например, у фигуры исчезла голова.
В шестидесятых годах прошлого века это изваяние привлекло к себе внимание широкой общественности. В «Комсомольской правде» была опубликована статья «В поисках «Золотой бабы», где рассказывалось о Каменной бабе, которой поклонялись хантыйские охотники, с указанием расположения святого места.
Публикацию прочел молодой инженер Уралмашзавода, заядлый турист Михаил Шаравин. Уроженец деревни Кама, что по описанию находилась в той же местности, что и баба, решил собрать экспедицию по поиску идола. В 1963 году энтузиасты из Свердловска (Екатеринбурга) начали свою поисковую операцию под названием «Баба». Им удалось найти камень, описать его и в 1965 году даже опубликовать статью об экспедиции в журнале «Уральский следопыт» № 3. Эти материалы тоже легли в «дело».
На месте
За теорией последовала практика. Группа исследователей выехала на место.
Проводником к идолу стал местный житель, егерь Васпухольского заказника Владимир Сургучев.
– Он считается хранителем этого места. Семья Сургучевых живет в Согоме (Ханты-Мансийский район) с середины ХХ века, а переселилась сюда из Нюркоя – с Конды, как раз из тех мест, через которые добирались охотники за Золотой бабой в конце XIX – начале ХХ века. В этой семье предание о Каменной бабе передается из поколения в поколение, – говорит этнограф Музея Природы и Человека Наталья Тучкова.
В ходе экспедиции на Полуденной горе проведено археологическое обследование, фотофиксация, топографическая съемка выявленных памятников для постановки на учет в органах охраны объектов культурного наследия, отобраны образцы горных пород для лабораторных исследований. Были опрошены старожилы Согома, получены новые данные о людях, упоминаемых в материалах поездок к Каменной бабе, старые фотографии.
Идол оказался каменным природным образованием полутораметровой высоты. На валуне имеются механические повреждения – сколы и трещины, которые, по одной из версий, могли появиться в результате попытки разбить или расплавить идола, чтобы обнаружить внутри или под ним золото. Рядом с Каменной бабой находится круглая площадка. Ученые считают, что здесь могли проводить обряды жертвоприношения.
– Ответ на вопрос о назначении этого сооружения и датировке может быть получен только в ходе раскопок. Однако осуществление любых земляных работ на этой территории будет считаться кощунством, так как она является священной для согомских ханты, – комментирует археолог Татьяна Собольникова. – На прилегающей территории выявлено еще три археологических памятника: небольшое поселение под склоном террасы, соседствующее с остатками современных землянок, могильник и промысловые сооружения (ловчие ямы) недалеко от озера с говорящим названием «Старухино». Несмотря на вероятно сезонный характер поселения, приуроченного к звероловному промыслу, по визуальным признакам предварительно можно полагать, что урочище осваивалось человеком не менее тысячи лет.
Опубликованных комментариев пока нет.