Картина маслом
А пока Бережные живут в балке в отдаленном районе Ханты-Мансийска – на СУ-967. Туалет – на улице, привезенная в канистрах вода и купание в городской бане – в таких условиях семья обитает последние пять лет. Четырнадцатилетний Илья и семилетний Женя мечтают о новой квартире, где они смогут наконец почувствовать себя жителями окружной столицы, а не дачного вагон-городка. Но пока их родители лишь исправно платят ипотеку, отдавая банку большую часть своих зарплат, и к новоселью даже не готовятся.
Хотя в марте 2018 года, когда Бережные заключали договор об ипотечном кредитовании и покупке квартиры в живописном районе с очень красивым названием «Краски леса» (улица Рябиновая, 7), все было иначе. Застройщик (компания «ВНСС») обещал сдать дом в феврале 2019 года. Затем в июне. Теперь вот в сентябре. Но дольщики этим обещаниям не верят.
– После первого нарушения сроков сдачи дома мы подали на подрядчика в суд и выиграли 233 тысячи рублей. Правда, и этих денег не получили. Недавно компания подала апелляционную жалобу – в последний момент, – которая теперь будет еще два месяца рассматриваться. В общем, тянут время, – говорит Наталья Бережная. – А ведь мы как раз квартиру покупали к поступлению сына в первый класс. Выбрали дом рядом со школой, мечтали о собственном жилье, где будут прописаны дети. И всё ждем – и постоянной регистрации, и дома, и компенсации…
«Немного не хватило денег»
Что же происходит? Напомним, ВНСС на рынке – уже более 30 лет. На счету компании множество объектов: аэропорт в столице Югры, биатлонный центр, участок автодороги Ханты-Мансийск – Нягань, жилые дома, школы и детсады. В общем, это подрядчик с хорошей репутацией и послужным списком. Тем не менее, проблемы налицо.
В распоряжении редакции «Новостей Югры» есть видеозапись встречи дольщиков и руководства ВНСС, на которой генеральный директор строительной компании Михаил Сергеев излагает свою версию происходящего.
– Проблемы с объектом связаны с тем, что в 2018 году Правительство России приняло решение минимизировать такие понятия, как «обманутые дольщики» и «несданные объекты». И мы попали в этот переходный период, – объясняет Михаил Сергеев. – ЦБ начал массовый отзыв лицензий у страховых компаний, а для оформления договоров на долевое участие, естественно, нужна была страховка. В октябре отозвали лицензию у одной нашей страховой компании, хотя она была одним из крупнейших игроков на этом рынке. Затем – у второй. На рынке остался минимум страховщиков.
По его словам, представители ВНСС стали рассылать предложения другим страховщикам, но тем дом не интересен, «потому что объем его страхования небольшой».
Напомним, речь идет об изменениях в федеральном законе «Об участии в долевом строительстве». Документ регламентирует работу Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства, созданного для настройки отношений между застройщиками и дольщиками. Теперь покупатели не должны отдавать свои деньги напрямую строительной компании – они переводят их на эскроу-счета, где средства хранятся до момента готовности квартир. А пока застройщик пользуется банковскими средствами, и только выполнив все свои обязательства, получает деньги граждан.
– В этот фонд защиты дольщиков нужно заплатить взнос – 1,2 процента (каждый застройщик должен внести туда обязательные отчисления в размере 1,2 процента от цены каждого договора долевого участия. – Авт.). Мы обратились к ним, но у компании в это время начались проблемы – были арестованы счета, – поясняет глава ВНСС. – Если раньше мы могли заплатить за страховку со счетов других компаний нашей финансовой группы, то фонд так не работает. В итоге продать оставшиеся квартиры в доме, чтобы на эти средства продолжить строительство, мы не можем. Нам просто немного не хватило денег.
Достроить нельзя продать
По словам Сергеева, по ВНСС особенно сильно ударили изменения в законодательстве. Но насколько справедливо списывать все проблемы на это?
Как напоминают в службе жилищного и строительного надзора Югры, новый ФЗ о дольщиках вступил в силу 1 июля. Некоторые строительные фирмы могли начать работать по нему и раньше, но не были обязаны. Впрочем, даже после его принятия у застройщиков остается шанс закончить свои объекты, сотрудничая с дольщиками в прежнем формате. Но для этого нужно направить соответствующее обращение в жилстройнадзор автономного округа.
– К нам от ВНСС подобных заявлений на рассмотрение не было направлено, – отмечает начальник отдела контроля и надзора за долевым строительством жилстройнадзора Сергей Слюняев. – Тем не менее, в службу поступили обращения дольщиков дома по Рябиновой, 7. Я общался накануне с руководством компании – они принимают меры к тому, чтобы сдать объект вовремя. Разрешение на строительство продлено до 30 сентября. Время у них еще есть.
Не в пользу компании говорит и тот факт, что на момент подготовки материала у застройщика даже не был открыт специальный эскроу-счет для работы с фондом защиты дольщиков. Так о каком сотрудничестве может идти речь?
Счета нет, но есть долги по налогам и зарплатам. По словам одной из дольщиц Татьяны, которая почти каждый день бывает на стройплощадке, рабочие на ней не получали деньги с апреля, при этом их не обеспечивают даже самым необходимым.
– Нам говорят, что на объекте работают 30 человек, а я насчитала шестерых. И как долго они будут достраивать наш дом? – возмущается женщина.
Сейчас он готов на 85 процентов. Как заверяют представители застройщика, «обеспеченность объекта оборудованием и материалами практически стопроцентная». Смонтирована часть инженерных сетей – подведен газ, водопровод, сейчас идет подведение электрического кабеля. Горводоканал делает ливневую канализацию. Готовность кровли – 50 процентов. Лифтовое хозяйство закуплено и смонтировано. Счетчики – на складе.
И вроде все не так печально, если бы не так долго.
– Это в наших интересах – завершить строительство, получить разрешение на ввод и реализовать оставшиеся квартиры (33 штуки. – Авт.) на почти 100 миллионов рублей. Все они забронированы, у каждой есть потенциальный собственник. Вот тогда и отдадим долги по налогам, зарплатам, – считает гендиректор ВНСС Михаил Сергеев.
Если же этого не случится, дольщики «Красок леса» имеют все шансы попасть в окружной реестр обманутых дольщиков, который, как сообщила нашему корреспонденту советник заместителя губернатора Андрея Зобницева, курирующего тему дольщиков, обновляется ежеквартально. Для внесения в список необходимо, чтобы были соблюдены определенные критерии – «после чего проблемы собственников будут решаться на окружном уровне».
А пока Наталья Бережная, ее муж и двое детей ютятся в балке. И все никак не дождутся, когда их жизнь наполнится «Красками леса».
Важно!
На заседании регионального правительства было принято постановление о внесении изменений в госпрограмму автономного округа «Развитие жилищной сферы».
– Изменения вносятся в соответствии с национальными целями развития нашей страны. Они направлены на защиту интересов пострадавших участников долевого строительства. В частности, документ вводит новое положение, которое позволит субсидию автономного округа, предоставленную фонду «Жилище» в 2016 и 2018 годах, расходовать на возврат дольщикам затрат по приобретенным квартирам в многоквартирном жилом доме в Нефтеюганске, – подчеркнула губернатор Наталья Комарова.
Как отметил директор департамента строительства Югры – главный архитектор Андрей Кривуляк, таким образом, фонду «Жилище» предоставлено право предоставления данной субсидии участникам долевого строительства указанного дома в случае их желания выйти из проекта:
– Это позволит гражданам заключить новые договоры участия в долевом строительстве при возведении других домов. Всего на такую поддержку могут рассчитывать 19 человек, из которых 11 – многодетные семьи.
Опубликованных комментариев пока нет.