×
Аналитика
0

Почему традиционный туризм в Югре не работает, и какие современные маршруты могут создать имидж округу

Уже много лет Югра туристическая пытается создать внятный и эффективно работающий бренд. Основная ставка в развитии индустрии делается на маршруты по местам традиционного проживания народов ханты и манси. Визитной карточкой местные эксперты считают Музей геологии, нефти и газа в Ханты-Мансийске, куда в прошлом году на экскурсию водили даже Владимира Путина, посетившего Югру с рабочим визитом. Из этого же списка —Музей природы и человека в Русскинской, ИКЦ «Старый Сургут» и природно-археологический парк «Барсова гора». Вот только толпы туристов в округе, как бы нам этого ни хотелось, пока не наблюдается. О том, что мешает нам стать точкой притяжения для путешественников и почему Югре давно стоит отказаться от традиционного туризма, рассказал академический директор Центра социологического и политологического образования, ведущий научный сотрудник института социологии РАН Александр Согомонов. 

Сегодня туризм является одним из самых популярных программных направлений во всех регионах страны. На развитие отрасли выделяются серьезные федеральные и муниципальные финансовые вложения. А вот бизнес как-то не особо заинтересован инвестировать отрасль. Частные средства чаще всего вливаются в инфраструктуру, но не более.

То же самое происходит в Югре. Не видят местные предприниматели прибыли от уже действующего туризма. Поэтому если власти хотят привлечь частные компании, то должны полностью пересмотреть подходы к развитии туристической индустрии. 

— Если частные деньги не верят в перспективу развития туризма, значит что-то неверно в самой концепции. Надо ее менять. Есть территории, которые основаны давным-давно. Имеют богатую историю, много памятников, церквей… В этом случае сам бог велел развивать экскурсионные программы. У Югры история пока относительно короткая. Какой у туриста здесь может быть интерес? Найдете два-три исторических объекта, но этого недостаточно. Они не могут стать местом привлечения приезжих. Для туризма главная проблема — это пункт назначения. По научному это называется дестинация. Куда я еду? Я должен купить билет, думать, где я буду жить. Дальше накручиваются основные траты, куда вписывается частный малый и средний бизнес, но все это вписывается, если понятно, ради чего я еду... — рассуждает Александр Согомонов. 

Куда ехать в Югру? Музеи традиционные и под открытым небом гостей уже не привлекают. Посмотреть на экспонат за ленточкой или табличкой с надписями «руками не трогать», «за ограждение не входить» современному человеку уже не интересно. Мы хотим стать соучастниками процесса. Ловить рыбу, охотиться, учиться ремеслам… Эксперт уверен, что в нашем регионе, как нигде, могут «выстрелить» инновационные виды туризма. Это сильная сторона Югры туристической, но пока местные «экскурсоводы» ее недооценивают. 

— Во всем мире сейчас очень активно развивается так называемый индустриальный туризм. В нашей стране он крайне редко когда используется. Как пример, посещение заброшенных городов. На Южном Урале есть город Сатка. Там находится старейшая в стране гидроэлектростанция, которая работала вплоть до 2017 года. Туда идет незарастающая тропа туристов, это страшно интересно. По нашим прогнозам, к середине 2020-х годов количество людей, вовлеченных в индустриальный туризм, в мире превысит два миддиарда людей. И у вас в регионе созданы прекрасные условия для такого рода путешествий. Здесь могут быть интересны нефтегазовые  маршруты. В том числе связанные с промышленным экологизмом. Югра — лидер в этом направлении. Ваша дестиляция — это то, как современная технологическая цивилизация абсолютно спокойно уживается с традиционным образом жизни коренных народов. Эти кейсы, маршруты, опыт... Вот что продается и что создаст имидж территории, — уверен эксперт. 

Еще один туристический бонус Югры, созданный самой природой, — промысловые маршруты. Современные путешественники во всем мире хотят погрузиться в туризм в прямом смысле слова с головой. В Югре сейчас пытаются настроить эту «функцию» туризма, предлагая, например, провести день на стойбище ханты и попробовать самостоятельно ловить рыбу или ухаживать за оленями. Как выражается федеральный эксперт, «европейцы сходят с ума» от такого вида отдыха. 

—  Это крайне востребовано сегодня. Современные люди все больше хотят не просто ходить и смотреть, а соучаствовать.  Многие хотят осваивать старинное ремесло — гончарное или кузнецкое. Здесь таких возможностей очень много. Когда мы говорим о коренных народах Севера, нужно понимать, что у вас очень удобная инфраструктура, чтобы до них добраться. Здесь  традиционный образ жизни доступен. Вы можете показать туристам, как ухаживать за оленями, ловить рыбу, собирать дикоросы… На территории Югры это сделать гораздо проще и реальней, чем в других регионах страны. И это не комплимент. У вас прекрасная дорожная сеть. В Красноярске всего два аэропорта осталось. А у вас их много. К вам можно и на поезде доехать, у вас шикарные автодороги. Так что все современные оригинальные формы туризма вам доступны. И если вы начнете это развивать и отойдете от традиционного туризма, то оно станет вашим территориальным брендом. Пока же он никакой, — заключает Александр Согомонов. 

Говоря о «никаком» туристическом бренде, эксперт подчеркнул, что, например, та же Барсова гора, на которую местные власти делают большой акцент, сама по себе полный ноль. Не притянуть туристов в это место просто так. Мы можем лишь включить ее в какой-то маршрут, но отдельно точка не сработает. 






Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии