Сможет ли настать информационный мир вместо информационной войны? Как могут журналистика и журналисты способствовать этому, выступая общественными дипломатами? Какой опыт есть в этой сфере у Ханты-Мансийского автономного округа?
Этим и другим вопросам была посвящена экспертная сессия для СМИ «Медиадипломатия. Возможности и перспективы», которая прошла на полях Югорского экономического форума. В ней приняли участие федеральные эксперты, представители медиасообщества Югры, зарубежные гости.
О возможности перемирия
– Чаще всего мы сегодня слышим сочетание «информационная война» вместо «информационного мира», – такими словами начала сессию модератор, руководитель дирекции информационного сопровождения Ассамблеи народов Евразии и Африки Ирина Кравченко. – Поэтому мы в последнее время все больше, все чаще говорим про народную, общественную дипломатию.
По словам эксперта, эта сессия, где собрались представители разных стран, журналисты, – тоже форма общественной дипломатии. Это очень важно, потому что в последнее время в мире происходят политические сдвиги, и язык ненависти становится, к сожалению, некоей формой общения.
– И хочется, чтобы средства массовой информации, которые формируют общественное сознание, сохраняли возможность перемирия. И да, мы понимаем, что сегодня этого очень сложно добиться, – отметила Ирина Кравченко. И, по ее мнению, в этом направлении очень много делается в Ханты-Мансийском автономном округе, для жителей которого, в частности для журналистов, словосочетание «информационный мир» прочно вошло в сознание. Именно так называется и крупнейший медиафорум в регионе.
Народная дипломатия в действии
Мероприятия в Югре собирают представителей других регионов России, зарубежных стран, и это действительно возможность навести «мосты мира». Об этом опыте экспертам и гостям мероприятия рассказала заместитель директора – начальник управления массовых коммуникаций департамента внутренней политики Галина Липатова:
– Мы организовываем пресс-туры в автономный округ. Скажу сразу, что мы всегда устраиваем их по запросам самих журналистов. Организаторам таких поездок я настоятельно советую: давайте добавим еще мероприятий, чтобы познакомить наших гостей с достижениями автономного округа, чтобы они прониклись его культурой, традициями, историей.
Галина Липатова отметила и другие окружные мероприятия, которые могут служить примером народной дипломатии. Это и форумы для молодежи, общественные медиапроекты, в числе которых можно назвать медиаэкспедицию «Победа – одна на всех». Участниками ее выступают блогеры, журналисты, общественники, представители молодежного актива региона. В этом году она была посвящена 85-летию победы на реке Халхин-Гол. На легендарных «Победах» югорчане посетили Монголию, вспомнили славные страницы нашей истории.
Югра активно работает с новыми регионами России в деле развития местного информационного пространства. В 2024 году наш регион начал сотрудничать с телеканалами «Оплот» и «Юнион» Донецкой Народной Республики. Там размещаются информационные материалы о шефской помощи региону, реализации грантов губернатора, взаимных визитах и совместных мероприятиях. Продукты медиахолдинга «Югра», включая детские передачи и краеведческие программы, регулярно выходят в эфире этих телеканалов, а также дублируются в социальных сетях с широкой аудиторией.
– Важно, что именно Югра создала информационную инфраструктуру для интеграции жителей Макеевки в информационное пространство страны, возвращения их в единое информационное, культурно-гуманитарное поле России. Внимание к региональным информационным потокам в части реализации интеграционных проектов на новых территориях очень важно. Кроме того, информационное пространство многих регионов России отличается патриотизмом, ориентацией на рассказ о реальных проблемах или настоящих героях. Также проект позволит со временем решить проблему журналистских кадров в изданиях Макеевки, где ощущается их острая нехватка, – сказала Галина Липатова.
Еще одно важное направление межгосударственного и межрегионального сотрудничества – медиашкола, которую организует правительство автономного округа. В ней проходят обучение креативные специалисты из Югры, подшефной Макеевки (ДНР) и дружественной Сербии. Как рассказала Галина Липатова, 10 ноября в Белграде стартовал второй международный медиаинтенсив «Сербия. Россия. Медиашкола»:
– Он стал продолжением знакового для Югры проекта «Россия. Сербия. Медиашкола», который проходил в Ханты-Мансийске с 12 по 16 июня и был организован Международным клубом друзей Югры совместно с участником региональной программы ВФМ-2024, президентом ассоциации «Србиjа за младе» Йованом Дражичем. Сербская часть интенсива продлится до 13 ноября. Проект поддержан МИД России.
Добавим, что по результатам интенсива в Югре были презентованы проекты, которые реализуют на территории обеих стран. Один из них – «Сестры», повествующий о судьбах жителей Донецкой Народной Республики и Республики Сербия во время Балканского конфликта и событий на Украине.
– Отвечая на главный вопрос нашей сессии: возможен ли информационный мир в современном мире, я бы хотела сказать: очень хотелось бы, чтобы он был достижим. И приглашаю всех желающих принять участие в форуме «Информационный мир Югры», который состоится уже на следующей неделе. Приезжайте, участвуйте в дискуссиях, – резюмировала Галина Липатова.
История журналистики как она есть
Во время дискуссии выступили федеральные эксперты. Так, Григорий Прутцков, доктор филологических наук, профессор Института медиа НИУ ВШЭ, академический директор Школы журналистики им. В. Мезенцева при Центральном доме журналиста, познакомил слушателей (а среди них были и студенты югорских вузов) с историей информационных войн, которые начались еще во время Первой мировой войны, напомнил, как журналисты, по сути, втянули в нее США. Рассказал он и об особенностях производства фейков, которое было налажено в нацистской Германии.
Оксана Бойко, старший политический корреспондент канала Russia Today и ведущая геополитической аналитической программы «Противоположности» (Worlds Apart), например, подчеркнула, что RT давно занимается общественной дипломатией:
– Мы лет 10–15 назад не то что запустили, но поддержали волну альтернативных медиа. Мы становились успешными, у нас были большие просмотры на различных площадках. Одно время мы также входили в число кабельных каналов США.
И действительно, это очень важно в нашем мире, который только-только становится многополярным. Позитивным, объективным новостям из России пока еще очень трудно пробиться в западном медиапространстве, где про нашу страну особо никогда ничего хорошо не писали и не показывали. И именно общественная дипломатия, где дипломатами выступают журналисты, способна донести до западного зрителя и читателя правду о нашей стране, рассказать о тех причинах, которые движут Россией, особенно сейчас, в нынешних обстоятельствах. И немаловажно, что сессия прошла в Югре, в рамках Югорского экономического форума, который традиционно выступает хорошей площадкой для международного общения и сотрудничества.
В тему
Георгий Прутцков рассказал об американском гении пиара Эдварде Бернейсе, который по запросу американских властей, президента Вильсона, в частности, втянул США в Первую мировую войну. Эдвард Бернейс вместе с соратниками в «Комитете общественной информации» (структура была создана президентом США Вильсоном) придумал истории, цель которых была – внушить ужас и отвращение к немцам, что они «исчадия ада, варвары, потомки гуннов». «Они накалывают на штыки бельгийских детей». Сейчас подобные истории также сочиняют, и называются они словом «фейк». Тогда же эти тезисы появились на страницах американских газет, американцы ужаснулись. И США вступили в Первую мировую войну.
В свою очередь, через пятнадцать лет в Германии нацисты также прославились созданием пропагандисткой человеконенавистнической машины. Чтобы превратить немцев в послушное стадо, Геббельс выработал три принципа работы журналистов: врите наглее, чем чудовищнее ложь, тем быстрее в нее поверят; тысячекратно повторенная ложь становится правдой; чтобы самая чудовищная ложь выглядела правдоподобной, на три четверти самой чудовищной лжи добавьте четверть правды.
Опубликованных комментариев пока нет.