×
Общество
0

«Почище» некоторых будут

Руководитель местного отделения общественного движения «Хрюши против» - о том, что чаще всего залеживается на полках магазинов


В Сургуте о компании людей, на добровольных началах проверяющих местные гастрономы, впервые заговорили весной. На то, чтобы их узнавали, волонтерам и активистам городского отделения общественного движения «Хрюши против» понадобилось меньше года. Сегодня в универсамах их встречают если уж не с распростертыми объятиями, то хотя бы не просят удалиться. С рабочими визитами ребята успели побывать в 18 продуктовых магазинах, что обернулось для торговых точек десятками килограммов изъятых с полок просроченных товаров. Без них, как утверждают волонтеры движения, не обходится практически нигде. 

 

О том, в каких отделах риск нарваться на просрочку выше и что делать, если она уже попала в корзину, – в интервью «Сургутской трибуне» рассказала руководитель местного отделения общественного движения «Хрюши против» Агата Гридина.
 

Откуда ноги растут
- Агата, движение «Хрюши против»  появилось в Сургуте весной этого года. Ты считаешься его идейным вдохновителем. Что тебя побудило «открыть» сургутский филиал?

- Я следила в интернете за новостями движения «Хрюши против», которое зарегистрировано в Москве, нередко сюжеты о них показывали на Первом канале. Мне захотелось понять, актуальна ли проблема просроченной продукции для Сургута. При походах в магазины стала обращать внимание на то, есть ли просрочка в них. Обнаружила, что она «представлена» в приличном количестве. Несколько раз я обращалась к сотрудникам гастрономов, но тщетно. Тогда я поняла, что один в поле не воин. Не всегда, конечно, но в большинстве случаев. После этого я обратилась к администраторам движения «Хрюши против». Меня попросили собрать волонтеров и организовать пробный рейд. Я с этим заданием справилась и стала руководителем движения в Сургуте. Его волонтерами стали примерно 30 человек.
 
- Ваша работа достаточно сложная. Не везде идут навстречу, один рейд может длиться от двух до 12 часов. Ради чего такие временные затраты? Какова цель?
- Главная цель заключается в устранении просроченной продукции. Важно, чтобы ее никто не 
купил и не пострадал от нее. На срок годности товаров внимание обращают далеко не все, эту информацию упускают из вида подростки, особенно уязвимы пожилые люди – ведь зачастую данные на этикетках нечитаемы, бывает, что человеку просто некогда их изучать. Во вторую очередь мы хотим показать людям, что с просроченным товаром они могут столкнуться везде, а значит, должны быть внимательнее. Ну и еще мы боремся с хамством сотрудников магазинов. Мы бы хотели, чтобы они умели разговаривать и признавать свои ошибки.
 
- То есть больших умений и навыков от волонтеров не требуется. Главное – быть внимательным?
- Почему же? Мне вот помогают знания, которые я продолжаю получать, обучаясь на медика. Я изучала такой полезный предмет, как «Гигиена». Узнала сроки годности продуктов, заболевания, которые могут быть вызваны их употреблением по истечении срока годности, условия хранения… Все мы должны обладать некой базой знаний. В своей деятельности руководствуемся Постановлением главного санитарного врача России с прописанными в нем сроками годности продукции. Все волонтеры изучают его в обязательном порядке.
 


Внимательность – превыше всего
- У вас за плечами 18 рейдов. Каким будет резюме: чаще просрочкой грешат федеральные сети или наши местные магазины?

- Придомовые магазины. Хотя рекордсменом оказался тоже наш, но более крупный магазин - «Престиж». Там мы собрали 10 тележек просроченной продукции. При этом отзывы о нем от покупателей были достаточно хорошими. Есть и наша сеть «Эдем». Мы дважды бывали в двух ее магазинах и каждый раз изымали по 6-7 тележек просрочки. Хотя и точки федеральных сетей грешат просроченными товарами, и в немалом количестве.
 
- И первых, и вторых в Сургуте предостаточно. Как выбираете, куда нагрянуть с ревизией?
- У нас есть группа «ВКонтакте». Там люди могут оставлять свои жалобы. Пишут название магазина, адрес, по возможности фотографию просроченного продукта прикладывают. Мы выбираем те магазины, на какие поступает больше всего жалоб.  
 
- То есть у вас есть некая обратная связь с горожанами. Кстати, как сургутяне оценивают вашу деятельность – одобряют или порицают?
- 50 на 50. Есть те, кто против. В основном это те, кто не понимают смысла существования нашей организации, считают, что самостоятельно могут справиться с просроченной продукцией. Но есть и те, кто нас поддерживают. И таких людей большинство. Мы это понимаем, читая комментарии сургутян к нашим новостям и видео в социальных сетях.   
 
- Мне кажется, сургутяне привыкли полагаться на добросовестность магазинов и не изучать этикетки, это же столько времени нужно… Скажите, в каких отделах лучше задержаться подольше?
- В последнее время сильно испортились овощи и фрукты. Я не знаю почему, но найти среди них нормальные почти во всех магазинах стало достаточно сложно. Очень часто находим просрочку в молочных отделах – йогурты, батончики, сметана, масло. Самая большая беда всех магазинов – это майонезы, потому что они хранятся при разных температурах, в зависимости от того, где стоят: в холодильнике или просто в торговом зале. Печально, что практически в каждом магазине встречается просроченное детское питание – соки и пюре.
 
 О сургутянах
- Совершаете ли вы повторные визиты в уже проверенные магазины?

- Делали мы повторные рейды в «Ленту». Не скажу, что получилось результативно. Что в первый раз мы набрали 6-7 телег продукции, что во второй. Но изменилось отношение к нам – люди стали адекватнее себя вести.
 
- То есть даже вы иногда оказываетесь бессильными. Стоит ли сургутянам пытаться решать такие вопросы?
- На месте рядового жителя, если бы я нашла просроченный товар, я бы показала его администратору. Если магазин бережно относится к своей репутации, он устранит испорченный товар. А если человек промолчит, то очень высока вероятность того, что просроченный товар кто-то купит. Поэтому я считаю, что правильнее в таких случаях обращаться к сотрудникам магазина.

Агата Гридина: 

«Пока мы не встретили ни одного магазина, где бы просрочка была равной размеру одной-двух телег. Ее всегда больше, это много. Конкретный магазин, куда можно спокойно идти и быть уверенным в покупке только свежей продукции, было бы неправильно советовать. Я бы просто порекомендовала сургутянам быть внимательнее и не полагаться на добросовестность сотрудников магазинов. Срок годности товаров нужно смотреть всегда»

30 волонтеров движения сегодня инспектируют магазины Сургута

 

Теги статьи: #«Хрюши против»

Автор текста: Мария Попова   Автор фото: Фото из личного архива А.ГРИДИНОЙ

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии