Преодолев недюжинный путь, кто волоком, да по рекам, а кто по северному морю, прибыли люди на землю Югорскую службу нести. Столетия назад она очень сильно отличалась от службы времен нынешних. Как повествуют нам строки академической истории Югры, обязанностей у служилых людей было множество. В частности, они занимались сбором ясака (ясак — натуральный налог, главным образом пушнина — прим. автора) вели счет в канцеляриях, выполняли полицейские функции, а также курьеров и сторожей, служили на заставах, были толмачами (переводчиками — прим. автора), приказчиками. Зачастую сопровождали православные и научные миссии. На местах подчинялись воеводам. Не все было гладко, конечно. Из ряда вон выходящее событие случилось однажды, а если быть точнее, в 1745 году, в Сургутском гарнизоне…
Планируемое нападение
Наши края в давние времена были привлекательны не только для купцов-торговцев, исследователей-путешественников, но и для всякого разного люда. В глухих местах укрывались беглые каторжники и те, кто по разным причинам желал быть подальше от власти, которая в свою очередь определяла Сибирь как место ссылки.
Так что по транспортному Западно-Сибирскому пути двигались не только торговые караваны, но и с этапируемыми ссыльными. Однажды в июне 1745 года ссыльные каторжники, направляемые из Тобольска в Енисейск, учинили побег близ Сургута. Разбойными нападениями на купцов и торговцев обеспечили себе пропитание и одежду. Да настолько уверенно почувствовали себя в этих местах, что намерились разгромить и Сургут. Человек их было 50 мужчин и одна женщина. Поименный список и подробнейшее описание их «деяний» зафиксированы в работе тобольского историка и краеведа Е.В. Кузнецова (1848-1911) «Тревога в Сургуте в 1745г.», составленной на основе уцелевших от пожара бумаг Тобольской полицмейстерской конторы.
Сюжет, изложенный в материале, захватывающий. В ночь на 15 июня ссыльные, воспользовавшись тем, что их направляют тащить лодки берегом, напали на часовых, побросали их в воду, а сопровождающих капитана Хрушкова и поручика Белянина, избив, связали. «…и у всех конвойных ружье и амуницию, порох и свинец, пожитки и деньги, обувь и одежду, печеные хлебы и харчевые припасы увезли с собой без остатку, и оставили в одних рубашках, в том числе и капитана, и без портков». Для начала каторжники разграбили село Богоявленск, да при разбое упоминали: «Сургут разорим и воеводу с собой увезем! Мы и не такие города разбивали!» На те слова нашлись посыльные, которые поспешили предупредить город о нападении. Шутка ли — 50 человек набег совершить собирается! В Сургуте от такого известия случилась тревога. Его обнародовали публично, определили казаков для обхождения вокруг города — по 10 человек с ружьями. Стар и млад приготовились к нападению (от чего Боже сохрани!) и поимке каторжников.
А беглые тем временем лютовали. Грабили купцов, разворовывали артели и даже погосты, доставалось от них рыбакам и остякам. Отбирали у последних все, что стоило денег и годилось для жизни. В верстах пяти от Сургута для пущей острастки подожгли бор. И вот разодетые в награбленные купцовские «богатые кафтаны, голевые и разных парчей камзолы, перевязанные через плечо шелковыми парчами» погребли на лодках к Сургуту.
Тревожиться основания были: многие казаки сургутского гарнизона были «на выезде» по сбору ясака. В самом же городе пороху было с полфунта, пушки годной ни одной, а «токмо горелые и негодные три затинные пищали». В общем, кроме стрел обороняться, по сути, было нечем, и сургутская воеводская канцелярия затребовала от Тобольска помощи. Оттуда немедля был откомандирован секунд-майор Томилов с командою, с ружьем и амуницией, с патронами, пулями, картечью и пятью малыми пушками с ядрами.
Служилые люди конца XVI в., иллюстрация из книги «Древний город на Оби»
Встреча с воеводой
Итак, каторжники направились в сторону Сургута. Город они не разорили, мало того даже проплыли мимо. А вот встреча с сургутским воеводой Ерпокиным, при которой он чуть не лишился жизни, произошла.
Дело было так. 9 июня пятидесятник Иван Кайдалов донес Ерпокину, что поутру неподалеку от города заметил в лесу незнакомых человек десять. Воевода тут же собрал всех служивых и отставных казаков и отправился на розыски. Поиски успехом не увенчались: незнакомцы скрылись бесследно. Снаряженному отряду ничего не оставалось, как вернуться в город. Немного погодя остяк Никита Елгин сообщил воеводе, что видел плывший протокой плот с людьми в верстах десяти ниже Сургута. Воевода вновь снарядил погоню, однако, как и в первый раз разбойников обнаружить не удалось. Ерпокин успокоился, решив, что каторжники ушли дальше, и жизнь в городе потекла своим чередом.
17 июня как обычно поутру отправился воевода с денщиком вверх по Оби порыбачить на остров. Рыбалка была удачной и к вечеру стали собираться они обратно. Да тут на реке появились несколько лодок с богато одетыми людьми (как мы упоминали прежде, каторжники были разодеты в награбленные купцовские одежды). Не успели Ерпокин с денщиком опомниться, как лодки причалили к острову, и вся беглая ватага повалила на берег.
«Ты-то де нам и надобен, нам де про вас сказывали в верху рыбаки, что де ты здесь наострову!» — кричали, связывая воеводу и денщика, разбойники. По всему выходило, что не миновать расстрела, да тут вмешалась единственная бывшая среди беглецов женщина Дарья Хардина, сосланная в Сибирь за отравление нелюбимого мужа. Ерпокин был уже в преклонном возрасте, и она заступилась за него: «За что губить неповинного старика?» Тем самым внесла смятение в ряды беглых.
И, как пишет далее Е. В. Кузнецов, начались у разбойников прения. Одни были за расстрел: «За то-де его надо убить, что-де он нашу братию беглых колодников сыскивает и посылает в партии, в погони и высылки». Другие склонялись к тому, чтобы воеводу оставить в живых. Спорили так часа три или четыре и, наконец, верх взяло человеческое начало: воеводу решили оставить в живых. Конечно, ограбили его дочиста, сняли даже золотой нательный крест. После на берег вынесли аршин пять зеленого сукна, аршин пять «свабшского» полотна, медный чайник, серебряный крест на цепочке. И со словами: «Вот тебе и твоим людям за терпенье!» бросили все это Ерпокину под ноги.
Возвратившись в Сургут, воевода узнал, что разбойники в городе не были, а врученные ими «подарки» принадлежали ограбленным тобольским торговцам. Закончилась эта история написанием Ерпокиным доношения в Тобольск, из которого мы про нее и узнали.
Сбор ясака в Сибирском остроге XVII в, художник О.Федоров
Опубликованных комментариев пока нет.