Что делать с распоясавшимися детьми, ополчившимся на общественный транспорт в городе, рассказывает психолог.
За последние полгода подростковые шайки в Екатеринбурге практически безнаказанно действуют против водителей трамваев и троллейбусов. Один из самых вопиющих случаев – несовершеннолетний выстрелил в сотрудника ЕТТУ из пневматического пистолета. По следам происшествия Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело, сообщает информагентство ЕАН.
На такой поступок подростка толкнула безнаказанность, считает психолог Антон Кузнецов. Отсутствие достаточно устрашающего наказания для малолетних нарушителей становится для них аналогом вседозволенности.
«Способы решить эту проблему есть, здесь важны два момента. Первый из них лежит в юридической плоскости. Любой материальный ущерб, нанесенный ЕТТУ, можно взыскать через суд с родителей или опекунов. Даже если неблагополучная семья получит крупный счет, родители примут меры, потому что для них это будет серьезным финансовым ущербом. Когда денег на водку станет меньше, они сделают все возможное, чтобы ребенок себя так не вел. Таким образом, граница воздействия переносится на родителей, пострадавшей стороне нужно не лениться добиваться возмещения причиненного ущерба», — советует психолог.
Есть и еще более жесткий рычаг воздействия – это отправка нарушителей общественного порядка в колонии для несовершеннолетних, ведь по формальным признакам совершенных правонарушений такие «начинающие» преступники вполне соответствуют таким же ровесникам, отбывающим наказание.
«Если человек, даже несовершеннолетний, совершил уголовное преступление – он должен понести наказание. Да, кто-то скажет, что у нас не военное время, когда сажали за кражу пирожка, пойманных на воровстве особенно не наказывают. А это можно и нужно делать, хотя бы в отношении зачинщиков или рецидивистов. У нас все добрые, говорят, что колония сломает жизнь ребенку, он выйдет оттуда преступником. Но такими рычагами нужно пользоваться, потому что сейчас взрослый человек совершенно беззащитен против ребенка. Посторонний мужчина не может вмешаться и «взять за шиворот» нарушителя, ведь посадят в итоге его самого. В таких условиях все предпочитают держаться подальше.
Государственная машина создала условия, что ни учитель, ни психолог, ни охранник, ни прохожий – никто не может оказать даже минимальное воздействие на чужих детей. А значит, решать эту проблему должно государство в лице правоохранительных органов», – считает эксперт.
Разрушительное воздействие на формирующиеся представление о добре и зле в обществе оказывают и родители несовершеннолетних, большинство которых бросаются защищать своих чад бездумно, даже если понимают, что виноватой стороной оказываются дети.
Если ранее, по мнению Антона Кузнецова, давление на ребенка могли оказывать и учителя, и взрослые прохожие, то сегодня этот общественный инструмент уничтожили, а воспитательные традиции разрушили.
«Это неправильный подход с точки зрения психологии, родители сами безнаказанностью пестуют маленьких преступников, а затем плачут. Общественное давление на ребенка обесценили и уничтожили, разрушив традиции, но на самом деле он должен вырабатывать условный рефлекс, получая «по шапке» за мат от стоящего рядом взрослого», — привел пример психолог.
© ЕАН / Трамваи на остановке
Опубликованных комментариев пока нет.