×
Общество
0

Подвал - дому голова

О погодном регулировании, теплоизоляции труб и переплатах.


Вместе со специалистами управления теплоснабжения активные жильцы и общественники заглянули в подвалы типовых многоэтажек Нижневартовска, где расположены коммуникации, обеспечивающие весь дом теплом и горячей водой.

Глаз да глаз 
Внешний вид здания и состояние коммуникаций могут многое рассказать о доме. Пятиэтажка на улице Мира, 38а встретила гостей залитым подвалом - здесь прорвало трубы горячего водоснабжения. Внутри жарко и душно, гипсокартонная отделка стен размокла и оказалась в воде. Осмотреть коммуникации без резиновых сапог невозможно. 
По словам специалистов, в доме установлено стандартное механическое регулирование системы теплоснабжения, обслуживанием занимается управляющая компания. Как минимум раз в сезон оборудование необходимо донастраивать, чтобы температура в доме оставалась комфортной. Проверять, все ли в порядке с коммуникациями, нужно регулярно, иначе получится, как в пятиэтажке на Мира, 38а, где подвал затоплен, а управляющей компании, кажется, нет до этого дела. Никто не знает, сколько часов или дней ценный энергоресурс бесконтрольно поливал землю, какой объем тепла и горячей воды потрачен впустую. Плата за подобную безответственность ляжет на плечи жильцов - общедомовое потребление будет разделено на все квартиры, как и стоимость ремонта в подвале. 

Как весы в магазине
Механическая внутридомовая система регулирования установлена в большинстве старых пятиэтажек, и дом №20 на улице Маршала Жукова не исключение. Подвал здесь сухой, но не все трубы укутаны теплоизоляцией. Это грозит дополнительными теплопотерями - жители попросту отапливают подвал. 
- Границы балансовой ответственности управления Теплоснабжения заканчиваются у стены здания или, как в данном случае, в точке вреза трубопровода. Мы подаем теплоэнергию в дом, а внутренним распределением занимается УК. Большинство домов оснащены узлами учета, они работают подобно весам в магазине, учитывая всю теплоэнергию, которая проходит через узел. Жильцы платят за фактическое потребление, - объяснил начальник отдела реализации УТС Ярослав Шилов. 
От узла учета трубы разветвляются, часть идет на подготовку горячей воды, другие – на отопление. На этом этапе температуру можно отрегулировать. С котельной подают воду в температурном графике 130 на 70 градусов, а в подвале градусы понижают с помощью спецоборудования, чтобы жильцы не обожглись о батареи и не обварились кипятком из крана. 

 Вместо дела - полдела
Пример дома №28 на улице Мира, показал, что старая пятиэтажка для собственников вовсе не приговор. С помощью управляющей компании можно модернизировать механическую систему. По примерным оценкам специалистов УТС, чтобы улучшить внутридомовые коммуникации подобным образом, потребуется 500 тысяч рублей. Автоматическое оборудование регулирует температуру теплоносителя, подаваемого в квартиры в зависимости от температуры наружного воздуха и за счет этого экономит до 15% тепла. Также уменьшается потребление горячей воды, что позитивно отражается на суммах в платежках.
- Температура воды поддерживается постоянно, и жильцам не нужно ждать, когда пройдет холодная. Насос не выключается, но пока краны в квартирах закрыты и нет водоразбора, воду гоняют по кругу, и люди за это не платят, - добавил Ярослав Шилов. 
Несмотря на то, что в данном доме автоматизировали систему отопления и горячей воды, полный комплекс мероприятий проведен не был. Рядом с новыми насосами и регуляторами остались те же старые, неизолированные трубопроводы, поэтому теплопотери все равно есть. 

 Без участия человека
Многоэтажка на Рябиновом бульваре, 4 может похвастаться современными узлами учета, расходомерами, термодатчиками и компактными энергосберегающими пластинчатыми теплообменниками. Начиная с 2012 года все новое жилье застройщики должны оборудовать автоматическими внутридомовыми системами. Поэтому вместо разветвленной системы труб, занимающих большую часть подвала, здесь коммуникации уместились в нескольких небольших комнатах. 
- Погодное регулирование выгодно для жильцов, поскольку оно ориентируется на среднесуточную температуру и может днем, когда на улице тепло, закрывать задвижку на подаче тепла, а ночью открывать обратно. Так в доме не будет перетопов, и жильцам не придется платить лишние деньги, - отметил наш эксперт Шилов. 
Стены подвала обшиты профлистом, который не обвалится, как гипсокартон, если случится порыв. Все трубы изолированы, и в подвале нет открытых окон, поэтому теплопотери в доме минимальные. Все оборудование работает без участия человека. Сантехникам достаточно проверять его только в начале и конце отопительного сезона: что-то почистить, промыть, подготовить к новому отопительному сезону.

Учимся на чужом примере
- Есть расхожее мнение, что во всех бедах виновато УТС. Жарко или холодно в доме, жильцы идут в управляющую компанию, которая убеждает их, что нужно обращаться к тепловикам. На самом же деле это не так. Наша главная задача – подать теплоноситель нужной температуры и качества до балансовой границы, то есть до входа в дом. Далее за отопление внутри дома отвечает управляющая организация, которая эксплуатирует внутридомовые коммуникации. Во время рейда мы увидели, как в одинаковых пятиэтажных домах можно по-разному устроить системы теплоснабжения, как бороться с перетопами внутри одного дома и как сделать потребление ресурсов более дешевым и экономичным, - подвел итог встречи Ярослав Шилов.
Полезной своеобразная экскурсия по подвалам оказалась и для активистов- общественников. 
- В своем подвале я регулярно бываю, чтобы проверить, нет ли протечек, приходили ли сантехники. Теперь знаю, на что еще важно обращать внимание. Хочется и нашу шестнадцатиэтажку сделать энергоэффективной. Думаю, что подобные мероприятия могут быть полезными для всех председателей общественных советов домов, мотивировать их узнать, как все устроено в образцовых многоэтажках, и уговорить собственников жить в современных условиях, не переплачивая за тепло и не теряя ресурсы. Каждый человек должен отвечать за свой дом и понимать, что это полезно не только активистам, но и конкретно ему, - поделилась впечатлениями Оксана Мартынова, председатель общественного совета дома №11 на улице Северной. 
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии