Новое прочтение искусства мастеров далекого прошлого воплотили в древние образы художники Алексей и Елена Лавринчуки.
Археологические предметы, созданные людьми, жившими на древней югорской земле и дошедшие до нас из глубины веков, сегодня стараниями музейщиков стали общей историей жителей Югры.
Сплетение времен
Некоторые сюжеты тысячелетиями сохранялись на предметах. Что они воплощали? Как их использовали? Пока ученые строят предположения, художники черпают вдохновение, создавая свое индивидуально-художественное выражение древних мифов и символов.
Как рассказала директор Сургутского художественного музея Ольга Перепечина, новая интерпретация проекта «Возвращение в Ях» – это придуманный музейщиками культурно-территориальный миф, основанный на хантыйских и мансийских сказаниях и легендах.
– Сегодня мы представляем вам новую версию проекта «Возвращение в Ях» – выставку «АРХЕОарт». Экспозиция представлена в формате онлайн, но я очень надеюсь, что она будет работать вживую и у посетителей появится возможность увидеть уникальную экспозицию своими глазами.
«АРХЕОарт» – логическое продолжение масштабного архео-арт-проекта «Возвращение в Ях», история которого началась 20 лет назад. Проект художественного музея неоднократно был удостоен престижных премий и со временем перерос в целое направление деятельности «Музей и территория». Однако в силу объективных причин он не был реализован в полном объеме, зато стал источником вдохновения для реализации других проектов. В этот раз проект «Возвращение в Ях» нашел свое новое воплощение, теперь уже как выставка работ современных авторов, воплотивших весь спектр своих идей в первобытных символах и образах.
Новое прочтение прошлого
Для создания этих образов художникам пришлось перелопатить не один научный труд, чтобы хоть немного проникнуться, прочувствовать, чем жили люди доисторических времен, услышать отголосок бронзовой эпохи.
На выставке представлены семь арт-объектов – число, к слову, неслучайное. Как и у многих народов, цифра «семь» у обских угров имела сакральное значение. Например, у мироздания, по их представлениям, было семь слоев: три верхних мира, три нижних, а между ними – Земля, на которой мы все лишь временные гости.
– Мы строили свое мировоззрение о богах и духах, основываясь на той реальности, в которой жили древние народы Севера, – рассказала автор работ, художник-керамист Елена Лавринчук. – Надеемся, что нам удалось инкультурировать древнее наследие путем современного прочтения образов. Изучая культовую металлопластику, хранящуюся в фондах художественного музея, мы заинтересовались эклектикой работ древних мастеров – уникальным сочетанием реалистичности образов с мифическими персонажами, отображенных в абстрактной плоскостной форме. Эти образы до сих пор притягивают своей мистичностью, загадочной недосказанностью.
– Авторы не просто воспроизвели древние этнические образы, но художественно их интерпретировали. Скульптуры, представленные на выставке, обращают зрителей внутрь себя, возвращают к истокам, к той самой архаике, которая зашифрована в названии проекта – «АРХЕОарт»: искусство и прошлое, – отметил председатель городского комитета культуры и туризма Антон Акулов.
Потребность человека в сакральном жила, живет и будет жить неизбывной мечтой вернуть потерянный мир богов и духов. Художники возвращают нас в мир первобытной магии, в мир шаманских практик, где каждый персонаж имел свое особое значение, нес свою смысловую нагрузку, играл свою сакральную роль. И где человек как дитя Матери-природы гармонично вплетался в канву мироздания…
Опубликованных комментариев пока нет.