Когда Александр Иванович в мае 2018 года ушел из жизни, это поразило в сердце, наверное, каждого урайца. «Народный мэр», «Человек с большой буквы», «Человек слова и дела», – так говорили о нем разделившие скорбь потери горожане, откликнувшиеся на беду в соцсетях. И было там еще одно, простое, но самое точное высказывание: «На таких держится небо».
Александр Петров, глава города с января 2003-го по апрель 2007 года, – единственный человек, удостоенный звания «Почетный гражданин Урая» посмертно. И один из немногих, чьим именем названо городское пространство – набережная реки Конды.
«Я хочу доказать, что власть может быть честной, ответственной, народной», – заявлял он накануне нового, 2003 года, баллотируясь на пост главы. И это у него получилось.
С его именем связаны значимые для города объекты: Центр помощи детям «Зина», стоматологическая и городская поликлиники, музыкальная школа, построен киноконцертный комплекс «Юность Шаима», храм Рождества Пресвятой Богородицы и храм Александра Невского. В 2003 году возведен дворец спорта «Звёзды Югры», проведена реконструкция Дома культуры «Нефтяник» и роддома, построена мини-котельная МАК-7 и реконструирована центральная теплотрасса, соединяющая город и промышленную зону, был построен мемориал Памяти и Аллея Славы. В этот же период сданы в эксплуатацию городской Дворец бракосочетания, здание городского архива, школа-гимназия.
О том, каким был Александр Иванович, мы поговорили с Марией Стадухиной, которая работала вместе с ним, – сначала руководителем аппарата администрации, затем заместителем главы города по социальным вопросам.
– Александр Иванович умел четко ставить задачи и, решая их, всегда опирался на коллектив. Он доверял людям и ждал, что они откликнутся, – отметила Мария Ивановна. – Поэтому, когда формировался бюджет города, он собирал команду управленцев – заместителей, руководителей управлений, комитетов, и все сообща определяли первоочередные задачи развития, то, что нужно сделать в первую очередь, а с чем можно повременить. И так ставились задачи: первое, второе, третье, и когда появлялись финансовые возможности – поступала помощь градообразующего предприятия, дополнительные окружные средства или гранты, можно было «закрывать» уже вторые и третьи позиции. Такого, чтобы «я решил, и надо это делать», не было. Обсуждали все. И на первый план он всегда ставил нужды людей. Когда горожане приходили на прием, он всегда выслушивал, собирал команду и находил возможность помочь человеку.
– Мне довелось работать с ним, когда он еще был руководителем «Алекса», – рассказывает Мария Ивановна. Его фирма буквально из руин построила здание Детской музыкальной школы, возродила бывший кинотеатр, превратив его в суперсовременный киноконцертно-цирковой комплекс, провела реконструкцию ЗАГСа, и это помещение из офисного стало настоящим дворцом. Объекты, созданные фирмой «Алекс», заслуживали внимания не только современным обликом, они располагали самой своей аурой. И всегда были востребованы.
При непосредственном участии Александра Ивановича, коллектива администрации и специалистов, которых он привлекал, были разработаны градостроительный и генеральный планы, первая стратегия развития города.
– Когда он впервые заговорил о стратегии, очень многие удивились… – вспоминаем и мы.
– Да. Многим было непонятно, зачем это нужно. Но он очень четко аргументировал необходимость стратегии: если не будут понятны перспективы, нам очень сложно будет разобраться в наших собственных проблемах и задачах. И в результате появилась четкая программа действий. Основной упор был сделан на экономику и «социалку», и это работало. Постепенно мы построили гимназию, начали ремонтировать детские сады. Мы стали уделять особое внимание социальным объектам, учреждениям культуры.
Конечно, в свое время не дошли до модернизации учреждения здравоохранения в полной мере – не решился вопрос со стационаром. Но тем не менее при Петрове было начато строительство детской поликлиники, завершился долгострой – взрослая поликлиника, отремонтированы инфекционное отделение, противотуберкулезный кабинет, заложены основы строительства второй очереди больницы медицинской реабилитации.
Я помню, как ветеран Великой Отечественной войны Иван Петрович Шестаков пришел к Александру Ивановичу и предложил: «Нам нужно расширить профилакторий – давайте будем бороться». «Давайте», – решил Александр Петров. И эту идею отстояли. Конечно, потом начатое строительство остановилось, и объект превратился в долгострой, но все-таки был достроен.
А еще инициировали программу по строительству детских садов. В них тогда была нехватка, и мы ездили в округ, говорили о том, что растет рождаемость, а те сады, которые есть, построены еще в самые первые годы города и уже не отвечают требованиям. Мы защитили программу, став разработчиками типового проекта – детский сад «Снежинка» в Югре был взят за основу.
Или наш архив. Сначала он находился в цокольном помещении администрации, и фонды там уже просто не могли разместиться. Потом мы арендовали помещение в «Силуэте». И когда Александр Иванович осмотрел архив, то задумался: «Так это же судьбы людей, это же наша история. Надо что-то делать…» Вариант решения проблемы нашел Александр Раковский, предложивший реконструировать под архив невостребованное техническое помещение. Сделали. Архиву города в ту пору завидовали многие в округе. Он и сейчас отвечает современным требованиям и хранит не просто историю как таковую, но историю судеб людей и предприятий нашего города.
– Перебираем старые фотографии и понимаем: Александра Ивановича чаще можно было встретить на улицах города, на строительных объектах, чем на пресс-конференции в администрации. А увидев его, можно было просто так подойти, задать вопрос или поделиться проблемой.
Но можно ли выделить из того, что он делал, что-нибудь главное?
– Главное все. Не было в его жизни мелочей. Например, он считал, что прежде всего надо опираться на кадры, и всегда приветствовал тех, кто учился. Он часто привлекал специалистов, которые приезжали в город проводить семинары и тренинги.
Александр Иванович делал ставку на людей и всегда заботился о них. Он всегда знал, у кого трудности, кому требуется помощь, кому просто доброе слово. Это было время работы команды единомышленников, людей сплоченных, людей одержимых, которые хотели изменить жизнь в городе, сделать ее более достойной и содержательной.
Он всегда видел человека, перспективу, будущее. Но терпеть не мог разгильдяйства и не любил фальши. Был строг и требователен. И это по-разному воспринимали – кто с обидой, кто с упреком, но понимание было всеобщее: если он сказал, будет сделано.
Большое внимание он уделял личному приему граждан. «Если вы вынуждены сказать человеку «нет», то разъясните ему, почему. Вы не всемогущи, – говорил он специалистам и своим заместителям. – В наших силах только то, что позволяют вам наши полномочия. Но если ему, например, требуется лечение за границей, то выходите на окружной департамент здравоохранения и добивайтесь решения проблемы. В любом случае делайте все, чтобы, даже если человек ушел от вас со словом «нет», он был удовлетворен и не считал, что мы не хотели разобраться в сути его проблемы».
…Одним из самых ярких событий в жизни города стало открытие мемориала Памяти к полувековому юбилею Победы. Мы помним тот солнечный, но все-таки зябкий день, парад и самого Александра Ивановича в офицерской форме.
– В городе появилась настоящая святыня. А что она значила для самого Александра Ивановича? – спрашиваем Марию Стадухину.
– Знаете, когда мы готовились к открытию мемориала, забот было очень много. Еще зима, холодно, площадь в снегу, но дорожки уже все чищены, а в голове вертится: «всем же захочется побывать на открытии». Позвонила в «Дорожник» – и вот втроем с его директором Иваном Коршуновым и главным инженером Дмитрием Таушкановым мы по квадратам, шагами высчитывали пространство, чтобы понять, сколько людей сможет вместить площадь. А накануне юбилея Победы, холодной весной, когда на газонах только всходила высаженная трава, рабочие сделали деревянные мостки, чтобы и людям было не зябко, и чтобы травку не погубили.
Александр Иванович очень дорожил этой святыней. Терпеть не мог, если на брусчатке у Вечного огня видел осколки бутылок или окурки. И ждал такого же отношения от урайцев.
…Наверное, не только памятью нам, живым, стоит быть благодарными созидателям, но и самим своим отношением к жизни и к городу. Впрочем, об этом однажды сказал сам Александр Иванович:
«У нас создано активное гражданское сообщество ответственных и любящих свое дело и город людей. Убежден, что Урай являет собой ячейку вновь зарождающейся России, некий эталон политической стабильности и гражданской ответственности. Именно с возрождения таких городов, как наш Урай, возродится Россия. Уверен, что мы сохраним все созданное и продолжим славную летопись нашего любимого города. Нам под силу решение любых задач во благо каждого жителя города. Наша судьба – в наших руках».
Он верил в нас…
Фото из архива редакции
* * *
Александр Петров: «Говорят, что караван в пустыне идет со «скоростью» детей и стариков. Дети еще ничего для общества не успели сделать, да и не умеют, а пожилые оставили нам в наследство все, что построили. Вот им сегодня нужна особая моральная, материальная помощь, в первую очередь со стороны власти и всех нас вместе взятых, кто может себя прокормить».
Опубликованных комментариев пока нет.