Последние новости

23:30

Северные комиксы покажут на фестивале в Салехарде

23:27

В Новосибирске парень во время концерта Басты сделал девушке предложение

22:52

Многодетные мобилизованные могут получить возможность досрочного увольнения

24 апреля

В Ханты-Мансийске назвали «Золотые имена многонациональной Югры»

22:36

Александр Бастрыкин поручил разобраться в историю с втягиванием подростков в Югре в мошенничест...

22:00

Президент Путин призвал власти подтопленных регионов к внимательности при работе с выплатами по...

21:49

Врачи окружной больницы Нижневартовска спасли пациентку с бактериальным менингитом

23 апреля

Большой «Респект». О клубе, изменившем историю адаптивного спорта Югры

21:39

В Югре пройдет второй этап спортивного турнира для ветеранов спецоперации

21:26

В Югре назвали имя лучшего педагога

20:49

Ренессанс страхование» звонит с «Этикеткой» от билайна

23 апреля

В Ханты-Мансийске в пятый раз проходит Всероссийский форум национального единства

20:24

Извинились и заплатили: свадебные стрелки из Сургута ответили по закону

20:00

В Югре на Всероссийском форуме национального единства участники креативной лаборатории научилис...

19:17

В Сургуте прямо за рулем умер водитель «Лады»

22 апреля

В Югре открылась XXI Международная экологическая акция «Спасти и сохранить»

Читать все новости

Пока жив язык – есть народ

Почему подрастающему поколению нужно изучать языки коренных народов, как сделать образовательный процесс интересным для учеников и комфортным для учителей? Эти задачи решали участники первого форума учителей родных языков народов Севера, который прошел в столице Югры.

Чтобы быть услышанными
В нем участвовало около 70 педагогов из разных уголков региона. Одной из них была Анастасия Вахат, которая уже десять лет преподает хантыйский в селе Полноват Белоярского района. Учителем она стала по воле случая. В школе Анастасия училась хорошо, но все равно боялась, что не сможет попасть на бюджетное место и не стала подавать документы на специальности с большим конкурсом. Решила поступить на учителя хантыйского языка, где мест был достаточно.
Работа пришлась ей по душе. И вот уже десять лет она с радостью помогает ребятам получить необходимый словарный запас родного языка. Как правило, дети приходят на первый урок, не зная ни слова, ни буквы, а к выпускному классу могут читать и свободно изъясняться на бытовые темы. О том, что это действительно призвание Анастасии Евгеньевны, говорят и результаты конкурсов. Она неоднократно занимала призовые места на состязаниях профмастерства, а в прошлом году победила в окружном конкурсе преподавателей хантыйского языка.
На форум педагог приехала, чтобы представить опыт своей школы учителям из других образовательных учреждений. 
– Дети с желанием ходят на мои уроки. Периодически встречаю своих выпускников, они интересуются, как дела в школе, а я – как у них, – рассказала Анастасия Вахат. – Национальные и региональные компоненты в учебном образовании в Полновате прослеживаются не только на уроках родного языка и литературы, но и на других предметах. На изобразительном искусстве изучаем орнаменты, на музыке знакомим с традиционными музыкальными инструментами народа ханты, на технологии ребята изучают основы декоративно-прикладного искусства, охотоведение и рыболовство. А на уроке английского они сравнивают британскую и хантыйскую кухню, праздники. 
А ее коллега из села Кышик Ханты-Мансийского района Людмила Дубровина выбрала эту профессию, потому что очень любит свой родной язык. Она родилась в лесу, на стойбище, где говорили только на хантыйском. Русские слова впервые услышала в восемь лет – в школе. Уже через полгода она начала говорить на двух языках, но хантыйский навсегда остался для нее любимым. Именно с ним связаны теплые воспоминания из детства.
Педагог решила принять участие в форуме, чтобы обратить внимание общества и власти на то, что с прошлого года ее ученики заметно отстали от ребят постарше в изучении языка.
– Я десять лет работала учителем, но в прошлом году хантыйский убрали из урочной деятельности, и я стала педагогом дополнительного образования. Теперь я веду кружки. В детском саду у меня есть творческое объединение, где мы разучиваем песни, делаем сувениры. Но творческой части ребятам недостаточно, нужно изучать грамматику, произношение звуков. Раньше у меня был 21 час в неделю. С первого по девятый класс было по два урока, а в десятом ребята изучали краеведение. К этому времени у них уже был богатый словарный запас. Я могла произнести небольшие фразы на хантыйском во время урока, и они понимали, – пояснила Людмила Дубровина.

Власть ждет предложений
Главной темой форума стало сохранение родных языков коренных малочисленных народов Севера в образовательном пространстве Югры. Учителя обсудили механизмы и практики обучения родному языку в современных условиях, приобщение обучающихся к истокам национальной культуры, пути совершенствования графики и орфографии хантыйского языка, подготовку учебно-методических комплектов и другие волнующие педагогов и родителей вопросы.
Как отметила в приветственном слове советник первого заместителя губернатора Югры Надежда Савина, автономный округ играет значимую роль в сохранении культуры коренных народов и зачастую является примером для других регионов.
– Органы государственной власти всегда ждут предложений снизу, от народа. Может быть, у вас появится мысль объединиться в ассоциацию. Я хочу, чтобы вы вырабатывали совместные решения и говорили о том, что хотите видеть в образовательном процессе, – обратилась она к участникам форума.
Помощник депутата Государственной думы Татьяны Гоголевой Оксана Рыжкова добавила, что в ООН рассматривают вопрос об объявлении Десятилетия родных языков коренных народов.
– Я передам вам слова Татьяны Степановны: «Нас с вами до тех пор будут считать ханты и манси, пока мы будем говорить на родном языке». Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы на уровне ООН объявить Десятилетие родных языков коренных народов. В этот период нам с вами нужно приложить усилия и принять все необходимые меры, чтобы укрепились позиции родных языков, появилась национальная система образования, учебники нового поколения и велась подготовка кадров. Нужно, чтобы от нас с вами исходил запрос на все это, – подчеркнула Оксана Рыжкова.
Помощник депутата обратила внимание, что сейчас для того, чтобы ребенок начал изучать родной язык, нужно заявление от родителей, но многие в этом не заинтересованы. Чтобы исправить эту ситуацию, надо проводить встречи и презентации образовательных программ, рассказывать родителям о том, почему детям важно знать язык своего народа. Также она поделилась великой мечтой представителей коренных народов и призвала всех к ней идти:
– Мы давно хотим, чтобы у нас появился свой национальный университет. В небольшой по населению стране Канаде есть целых три таких вуза. Когда-то эта идея в Югре воплотилась в существующем сегодня центре «Лылынг союм». Но проект предполагал, что это будет целый комплекс наподобие колледжа русской культуры в Сургуте: детский сад, школа, колледж, свой кампус. Нам нужно стремиться к тому, чтобы это воплотить!

Три модели для изучения 
Один из важнейших вопросов, поднятых на форуме, – как будет строиться система обучения родным языкам в ближайшем будущем. Доклад на эту тему представила начальник отдела общего образования департамента образования и молодежной политики Югры Лариса Цулая. 
Она подчеркнула, что новый формат работы предполагает переход от сохранения родных языков к их изучению. По ее словам, сегодня не каждый житель региона пользуется правом изучать родные языки. Большинство детей коренных народов приходят в школу, владея русским. Изучение языков и диалектов ведется только в 15 дошкольных организациях, при этом в регионе больше 400 детских садов.
– Родные языки изучают 255 дошкольников. А в 24 школах и четырех филиалах обучаются 1 680 учеников. В основном это районы, но большое количество детей живет в городах. Почему мы не охватываем эти территории? – задалась вопросом Лариса Цулая. 
Специалисты департамента образования предлагают три модели изучения языков. Первая – изучение традиций и основ языков всеми обучающимися с седьмого класса за счет внеурочной деятельности. Так каждый житель Югры будет знать ее историю, национальную составляющую, иметь представление о языках коренных народов. Сейчас ведомство разрабатывает такую программу совместно с Институтом развития образования и Обско-угорским институтом прикладных исследований и разработок. Ввести ее планируют уже в начале следующего учебного года. 
Вторая модель – изучение родных языков и литературы. Сегодня уже есть учебники по мансийскому, ведется работа по изданию «Родной литературы». Также представители депобразования направили в министерство просвещения письмо с просьбой рассмотреть возможность внесения учебников в федеральный перечень. Тогда преподавание можно будет вести за счет основных часов учебной программы. 
Третья модель предполагает изучение части предметов на родном языке. По словам Ларисы Владимировны, многие ребята приходят в первый класс со знанием хантыйского или мансийского, но в процессе обучения его утрачивают:
– Дети, которые уже имеют знание родного языка, не должны его упускать. Поэтому, например, на физкультуре нужно ввести национальные игры и проводить их с использованием слов на языках народов. То же самое на уроке технологии – не только рассказывать, как плести из бисера, но и говорить об этом на языке. 
Напомним, что Генассамблея ООН объявила 2019-й Международным годом языков коренных народов. Всего в Югре языки народов ханты, манси и ненцев изучают более 1,8 тысячи школьников.

   Ульяна ДАНИЛО вице-президент общественной организации «Спасение Югры»
- Форум учителей – подтверждение тому, что в Год языков коренных народов, объявленный ООН, им действительно уделяется много внимания. Такой форум важен для всех участников образовательного процесса, потому что есть вопросы, которые необходимо решать, есть куда стремиться и что показать. Нашим учителям нужен обмен опытом, чтобы они могли почерпнуть удачные практики. Хотелось бы, чтобы хантыйский, мансийский и ненецкий языки в школах преподавались наравне со всеми предметами.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

23:30

Северные комиксы покажут на фестивале в Салехарде

23:27

В Новосибирске парень во время концерта Басты сделал девушке предложение

22:52

Многодетные мобилизованные могут получить возможность досрочного увольнения

24 апреля

В Ханты-Мансийске назвали «Золотые имена многонациональной Югры»

22:36

Александр Бастрыкин поручил разобраться в историю с втягиванием подростков в Югре в мошенничест...

22:00

Президент Путин призвал власти подтопленных регионов к внимательности при работе с выплатами по...

21:49

Врачи окружной больницы Нижневартовска спасли пациентку с бактериальным менингитом

23 апреля

Большой «Респект». О клубе, изменившем историю адаптивного спорта Югры

21:39

В Югре пройдет второй этап спортивного турнира для ветеранов спецоперации

21:26

В Югре назвали имя лучшего педагога

20:49

Ренессанс страхование» звонит с «Этикеткой» от билайна

23 апреля

В Ханты-Мансийске в пятый раз проходит Всероссийский форум национального единства

20:24

Извинились и заплатили: свадебные стрелки из Сургута ответили по закону

20:00

В Югре на Всероссийском форуме национального единства участники креативной лаборатории научилис...

19:17

В Сургуте прямо за рулем умер водитель «Лады»

22 апреля

В Югре открылась XXI Международная экологическая акция «Спасти и сохранить»

Читать все новости