Как начиналась история судоходства в Югре? Каким был первый речной причал в селе Самарово? Как выглядели детали судна и другие атрибуты «речной» жизни? На эти вопросы ответила выставка «Полный ход», которая открылась в Ханты-Мансийске, в Музее Природы и Человека.
Феномен Иртыша
Экспозиция посвящена 20-летию образования Федерального агентства морского и речного транспорта и 180-летию с начала пароходного сообщения по Оби и Иртышу, а также 170-летию ученого и исследователя Тобольского Севера Александра Дунина-Горкавича. Немаловажным фактором в создании выставки послужила экспедиция по Иртышу из Ханты-Мансийска до Китая.
– Наше музейное сообщество проводило международную экспедицию по Иртышу. Буквально несколько дней назад мы с коллегами вернулись из поездки. Нам удалось собрать большой материал, который ляжет в основу целого цикла выставок, посвященных феномену Иртыша. В нашем музее мы начинаем цикл таких выставок, – сказал на открытии директор Музея Природы и Человека Иван Яшков.
По словам куратора экспозиции Дмитрия Суркова, цель выставки – привлечь молодое поколение к такой романтичной профессии, как сотрудник речного флота.
Часть экспонатов передало окружное управление водных путей и судоходства, некоторые предметы передал «Северречфлот», остальные хранились в музее с 60-х годов.
Интересно, что в экспозиции представлены не только основные события, касающиеся истории сибирского судоходства, но и мировые факты, связанные с речным транспортом. Так, на открытии выставки Дмитрий Сурков рассказал о появлении в XVIII веке первых пароходов, которые придумали англичане и немцы.
Как пароход стал «Основой»
По словам куратора выставки, история сибирского пароходства началась в 1844 году, когда судно под названием «Основа» прошло путь из Тобольска до Самарово. Именно тогда жители села смогли увидеть первый пароход. Изначально он должен был носить имя «Основатель», но из-за того, что у художника не влезла надпись, получилось название «Основа».
– Сначала были грузовые пароходы, потом уже пассажирские. Качество обслуживания оставляло желать лучшего. К началу XX века, к 1910 году, по Оби и Иртышу ходило около 150–160 пароходов, – поделился подробностями Дмитрий Сурков.
Одно из ключевых мест в экспозиции занимает инсталляция пристани села Самарово, где хранились дрова для первых пароходов. Работники музея попытались воссоздать атмосферу сельского причала при помощи охапки дров, якоря и спасательного круга.
На выставке также отражен период после Гражданской войны, когда началась национализация и активное строительство. Спустя время, в 1957 году, появилась первая известная многим югорчанам «Ракета». Тогда, в советский период, одновременно с современными и мощными судами еще ходили старые пароходы.
Отметим, что в экспозиции представлено множество макетов судов, поэтому она будет интересна как взрослым, так и детям. Выставка будет работать до 10 ноября 2024 года.
Опубликованных комментариев пока нет.