×
Общество
0

Пожилые югорчане - люди неравнодушные

Социальная поддержка пожилых людей в Югре - одна из лучших в стране.


На какие меры социальной поддержки вы можете рассчитывать - узнайте у своего участкового специалиста по социальным вопросам. Такая консультативная служба организована в центре «Диалог».

Российское законодательство относит к пожилым гражданам людей определенного возраста. Это женщины старше 55 лет и мужчины  старше 60 лет. В бюджетном учреждении ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания «Диалог» в Нижневартовске в этом году ту или иную помощь получили порядка девяти тысяч человек. Среди них не только жители нашего города, но и представители других муниципалитетов Югры. Более половины из них можно отнести к пожилым людям.

Какую социальную помощь пожилому человеку сегодня могут оказать в Югре, рассказывает заместитель директора комплексного центра социального обслуживания «Диалог» Татьяна МЯГКИХ.

- Татьяна Александровна, насколько часто пожилые люди обращаются за помощью?

- Конечно, каждый человек сам принимает решение, необходима ему помощь или нет. Наша задача – рассказать обо всех услугах, которые предоставляются в нашем центре, чтобы он выбрал из имеющегося перечня необходимые. В любом случае социальные услуги пожилыми горожанами востребованы, об этом говорит и тот факт, что у нас постоянно увеличивается количество получателей социальных услуг, развиваются направления по предоставлению таких услуг. Надо отметить, что пожилые люди – это такая категория граждан, которая особенно нуждается во внимании и помощи со стороны, поэтому социальные службы очень плотно работают с этими горожанами.

- Можно сказать, что те пожилые люди, которые обращаются в «Диалог» за различными социальными услугами, как правило, одинокие люди?

- Нет, утверждать так было бы ошибкой. Вообще нельзя определить, кто больше пользуется социальными услугами по таким характеристикам, как состав семьи, уровень дохода и прочее. Это люди с разным окружением, достатком, степенью здоровья - каждый пожилой человек может получить свой набор социальных услуг.

- Какие направления социальных услуг предлагает комплексный центр «Диалог»?

- У нас предлагается несколько форм обслуживания для граждан пожилого возраста. Одна из них – это обслуживание на дому, когда за гражданином закрепляется социальный работник, который помогает ему в быту, с оформлением мер социальной поддержки, иных гарантированных государством мер, осуществление наблюдения за состоянием здоровья, а также оказание помощи медицинским работником, то есть по всем направлениям социально-бытовой, социально-медицинской, социа-льно-правовой помощи. Другая форма обслуживания – стационарная. В Югре имеется несколько стационарных учреждений, в частности, в Нижневартовске это дом-интернат «Отрада». Здесь предлагается обслуживание пожилых людей, которые нуждаются уже в большем объеме посторонней помощи. Это те люди, у которых в значительной степени утрачена способность к самообслуживанию. Также в «Диалоге» реализуется такая комплексная программа, как приемная семья для пожилого гражданина. Это стационаро-замещающая технология. Здесь поддержку гражданину оказывает помощник, который с ним проживает, ведет совместное хозяйство, оказывает ему всю необходимую помощь и соответственно получает за это определенное вознаграждение. Есть и полустационарная форма обслуживания, где предлагаются реабилитационные услуги. На базе нашего учреждения действуют два отделения – это социально-реабилитационное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов и отделение реабилитации инвалидов по слуху, в котором реабилитацию могут проходить все югорчане.

- Если пожилой человек считает, что ему необходима какая-либо социальная помощь, куда он может обратиться?

-   С 11 апреля 2016 года   в структуре нашего учреждения введено консультативное отделение. Появилась еще одна форма работы с гражданами -  это работа участкового специалиста. За каждым участком в городе, а всего их определено тридцать, закреплен свой участковый специалист. Чем он занимается? Это как раз тот человек, который начинает работу с гражданином, дает ему полную информацию об имеющихся возможностях и помогает выбрать наиболее удобную форму социального обслуживания. Какова схема действия, если человек захотел получить информацию о социальных услугах и ими воспользоваться? Достаточно прийти в «Диалог» по адресу: г. Нижневартовск, улица Омская, дом 64а, 3 этаж, консультативное отделение, либо позвонить по телефону 46-87-21. Участковый специалист встретится с гражданином, выяснит, какие меры социальной поддержки необходимо оформить этому человеку, какие услуги в соответствии с его нуждаемостью ему можно предложить, окажет содействие в сборе пакета документов, и в дальнейшем он также может курировать этого гражданина.

- То есть службу участковых специалистов можно считать первичным звеном при получении социальных услуг?

- Конечно. Если у гражданина возникла потребность в социальных услугах, то, зная своего участкового специалиста, он может с ним связаться и получить всю необходимую информацию. Здесь идет речь о комплексном консультировании по разным вопросам.

Сегодня идет большая работа по информированию граждан о том, что за каждым городским районом закреплен свой участковый специалист, - это взаимодействие с общеобразовательными организациями, с управляющими компаниями, где планируем поместить информацию типа «Ваш участковый специалист…». Участковая служба существует и для того, чтобы получать сигналы от горожан, к примеру, о том, что какому-либо пожилому человеку требуется социальная помощь. Наши специалисты на месте производят оценку ситуации и ведут дальнейшую социальную работу с человеком.  

- Есть ли социальные услуги, которые наиболее востребованы пожилыми жителями?

  - Как таковых лидеров назвать трудно, все социальные услуги одинаково востребованы. Скажем, сегодня уже организовано 25 приемных семей для пожилого человека, до конца года появится еще три таких семьи. Причем важно отметить, что в начале действия этой программы в 2012 году приемных семей было в городе 12. Что касается в целом развития института приемных семей в Югре, то мы среди всех муниципалитетов Ханты-Мансийского автономного округа находимся в лидерах, наравне, скажем, с Сургутом. 

На надомном обслуживании у нас 352 пожилых человека. В основном здесь предоставляются социально-бытовые услуги – уборка, помощь в приобретении продуктов питания, гигиенические услуги для тех людей, которые ограничены в самообслуживании, психологическая поддержка, наблюдение и помощь медицинского работника и прочие. Социально-реабилитацион-ное отделение рассчитано на 30 мест, мощность отделения реабилитации по слуху составляет 6 мест. Сейчас идет работа по лицензированию медицинских услуг, поэтому скоро здесь появится физиолечение, ручной массаж, ЛФК. Социально-реабилитационное отделение предлагает разные виды реабилитации. Здесь осуществляется и психологическая поддержка, и социокультурная реабилитация, и курсы компьютерной грамотности. Сегодня ни в одно из отделений нет очередности, это говорит о том, что вся потребность, которая имеется, закрывается, но и без работы мы тоже не сидим. Тем гражданам, которым необходимы социальные услуги, они предоставляются, ждать долго не приходится.

- Социальное такси по-прежнему работает в Нижневартовске?

- Да, за центром «Диалог» закреплена эта служба. Сегодня работают два автомобиля. В этом году порядка 87 пожилых людей постоянно пользовались этой социальной услугой, еще человек двадцать обращаются в службу социального такси периодически.

- Социальные услуги предоставляются и бесплатно, и платно… На каком основании это определяется?

-   Сегодня окружным законодательством определены несколько категорий граждан, которые могут получать все социальные услуги бесплатно, – это категории, которые приравнены к ветеранам Великой Отечественной войны: труженики тыла, инвалиды войны, участники блокадного Ленинграда и так далее. Кроме этого, федеральное законодательство определяет такую категорию, как граждане, среднедушевой доход которых  ниже предельной величины получения социальных услуг бесплатно. Если у человека доход ниже установленной планки, которая зависит от прожиточного минимума, он получает услуги на бесплатной основе. В любом случае стоимость услуг для гражданина зависит от его дохода. На момент когда гражданин признается нуждающимся в социальных услугах, которые сегодня можно получить только при наличии индивидуальной программы получателя социальных услуг, уже определяется размер оплаты, и гражданин может выбрать тот набор социальных услуг, который ему необходим.  С каждым человеком проводится индивидуальная работа.

- Татьяна Александровна, сегодня часто рисуют словесный портрет рядового нижневартовца, а опишите пожилого  человека, живущего в нашем городе.

- Действительно, сегодня наш город уже не назовешь молодым, население взрослеет, и людей старшего возраста становится все больше. Пожилой человек – это человек, который не сидит дома, он готов выходить в мир, имеет какие-то интересы. Это достаточно грамотный во многих вопросах, любознательный, довольно активный и не наивный гражданин. Кроме того, отрадно, что наши пожилые граждане – люди неравнодушные. В рамках деятельности той же участковой службы мы получаем много сигналов именно от этой категории горожан. 

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии