Югорчане до сих пор обсуждают прорыв на подводном трубопроводе компании «СибурТюменьГаз» в Нижневартовском районе и его последствия.
Эта тема и сейчас периодически появляется в новостной ленте в соцсетях: «Обь продолжает гореть», «Рыба задыхается», «Отголоски нефти все еще видны», «Дышать можно». Конечно, некоторые площадки в СМИ и соцсетях играют в кликбейт, но полной картины произошедшего действительно пока нет, поскольку расследование еще идет. Тем не менее, какие-то версии и слухи вокруг события можно легко отсечь уже сейчас.
Информационная лавина порою напоминают историю об йети — снежном человеке. Многие его видели, кое-кто даже ухитрился добыть фото- и видеосвидетельства существования снежных людей, но эксперты, разглядывая эти пленки, не нашли в них следов доказательств. В общем, кем бы ни был снежный человек — гигантской обезьяной или кем-то более невероятным — его существование так и не доказано. Вот то же и с нашим происшествием: слухов много, и они разные. Вокруг этой истории, как и в случае со снежным человеком, появились свои мифы, которые мы решили разобрать по полочкам, обратившись за помощью к экспертам, а еще — банально к википедии и здравому смыслу.
Миф № 1: горела нефть
После происшествия ленты соцсетей и информагентств заполнили фотографии и видео пожара на реке. Многие потрясены — пламя полыхало прямо на льду. Сотни комментариев почти под каждым таким видео.
«Это нефть горит, не дай бог тут все взорвется. Может, нас всех пора эвакуировать?» — это одни из первых сообщений жителей Нижневартовска.
Итак, в нашем рейтинге — это миф № 1. Горела не нефть, как считают многие обыватели, а широкая фракция легких углеводородов — ШФЛУ, или пропан-бутан, используемый в быту и как газомоторное топливо. Попутный нефтяной газ — это легкие, газообразные при нормальных условиях углеводороды (метан, этан, пропан, бутан, изобутан) и некоторые другие. Вспоминайте, все эти компоненты знакомы нам как участники простейшей химической реакции — горения.
В дальнейшем эти газы могут использоваться как топливо в реактивных двигателях самолетов и энергетических установках судов и кораблей, кроме этого, из них делают и пластик. Бутан — в каждой газовой зажигалке.
Нефть и газ — это смеси углеводородов. Основное отличие в том, что нефть — жидкость, а газ — не жидкость. У природного газа небольшие плотность и вязкость, он легче воздуха. А нефть обладает относительно высокой плотностью и вязкостью, сопоставимой с водой. Образует пленку, оседает в толще воды и в донных отложениях. Чистить воду от нефтяных разливов — очень сложно и дорого.
В отсеченном участке трубы на момент происшествия находилось около 600-700 тонн газов. Однако приблизительно 90 % от этого объема удалось откачать и отправить в амбары дожига, где газ был утилизирован.
Если бы горела нефть, как утверждают некоторые, мы бы видели совсем иную картину визуального загрязнения. Аналитик Rupec Александр Собко отметил, что авария на трубопроводе не привела к загрязнению окружающей среды. Эксперт заявил, что содержавшаяся в трубе пропан-бутановая смесь — это легкие углеводороды, которые быстро испаряются. Пропан закипает при температуре минус 42 градуса Цельсия, для бутана эта величина равна минус 0,5 градуса. Полное их испарение, по словам аналитика, вопрос времени. Впрочем, те, кто долго живет в Западной Сибири — основном нефтегазодобывающем районе России — отлично знают эти различия, ведь почти в каждой семье есть свой нефтяник.
Миф № 2: горение нужно срочно тушить
Долгое время на Оби можно было заметить остаточное тление.
«Почему не тушат! Это же сколько выбросов идет в атмосферу. Опасно для жизни», — это еще часть высказываний пользователей соцсетей.
Действительно, Обь «горела», а действий, кроме закрытия периметра очага, не наблюдалось. Да еще, как сообщалось, при согласовании МЧС и надзорных органов. Вопрос, однако.
«Порыв произошел под водой, поэтому мы и видим остаточное тление. Добавлю, что тушить его нельзя — утилизация остаточных углеводородов происходит самым безопасным способом. Ему просто надо время прогореть, протлеть, если хотите, полностью. Это безопасно для окружающей среды. Помните, сколько у вас горело факелов в свое время? Компании просто сжигали попутный газ десятилетиями. Сейчас идет естественный процесс, который самый безопасный, — пояснил нам заместитель директора по развитию исследовательской школы химических и биомедицинских технологий национального исследовательского Томского политехнического университета Юрий Ленерт.
«Тлеют легкие углеводороды, так они не останутся в составе воды, а уйдут вверх», — добавляет кандидат химических наук Югорского госуниверситета Дмитрий Корнеев.
Так что как бы это странно не казалось — тактика в данном случае выбрана верная. «Заливать» остаточное тление было нельзя, финалом таких действий стало бы нарушение водной экосистемы.
«Газ стремится попасть в атмосферу и улетучиться. Попадание в атмосферу небольших объемов легких углеводородов — неизбежное явление для нефтегазодобывающих регионов. Газы улетучиваются как при горении на факеле, так и без него», — отмечает профессор РЭУ им. Плеханова, председатель комиссии по этнологической экспертизе Иван Потравный.
Жители столицы Самотлора отлично понимают, о чем идет речь: десятки лет они жили при факелах, сжигающих попутный газ. Хорошего от такого горения, откровенно говоря, тоже мало. Но будем реалистами: двухнедельный огонь на реке — ничто в сравнении с объемами вредных веществ от факелов сжигания ПНГ. Благо их становится все меньше. Кстати, здесь прямая связь с трубопроводом, по которому идут продукты переработки ПНГ.
Миф № 3: рыба гибнет
Этот вопрос сложнее. О заморе рыбы в эти дни не говорил только ленивый. Напомним, что практически сразу же после происшествия в соцсетях появилось видео, где его автор показал большое скопление рыбы, задыхающейся в полынье на Оби. Он предположил, что это связано с аварией выше по течению реки Обь, и именно продукты из газопровода могли оказать такое воздействие на рыбу. Правда, югорчане сразу раскритиковали автора, назвав явление обыкновенным сезонным замором из-за кислородного голодания под толстым льдом.
Очередной миф или реальность?
Напомним, что 9 марта ряд СМИ со ссылкой на официально опубликованную информацию сообщили, что замор рыбы никак не связан с происшествием на трубопроводе «СибурТюменьГаз». В рыбоохране при этом назвали такие выводы преждевременными, потому что научное исследование изъятых образцов рыб еще не завершено.
«В настоящее время, в связи с происшествием в акватории реки Обь, ФГБНУ «ВНИРО» отобраны соответствующие пробы, в том числе образцы рыбы, для проведения соответствующей экспертизы. Окончательный вывод о причине гибели рыбы, которая была обнаружена в Сургутскому районе, можно сделать только после получения официальных результатов исследований данной научной организацией», — сообщили в ведомстве.
Это официальные данные. А вот то, что говорят независимые эксперты и рыбаки, интереснее.
«Надо понимать, что сейчас река находится в некомфортном состоянии: из-за толщины льда в нее поступает мало кислорода, — говорит кандидат географических наук, доцент, директор Института науки о Земле ТюмГУ Виталий Хорошавин.
Так что вот вам еще одна версия, к слову, имеющая под собой обоснование. В Югре периодически проходятакции по спасению рыбы после суровой зимы. Недавно, к слову, прошла одна из них: активисты вышли на реки региона для бурения лунок. Таким образом в воду попадает кислород, и речные обитатели не задыхаются.
«Подобная акция планировалась еще год назад, но, к сожалению, помешала пандемия. В этом году коронавирус начал потихоньку отступать и появилась возможность собраться, выйти и помочь выжить природе», — говорит Эдуард Логинов, член Общественной палаты Югры:
Доступ к кислороду рыбе открывали и вартовчане на Оби.
«Толщина льда больше метра, но техника позволяет пробурить лунки», — говорит участник акции в Нижневартовске Виктор Сенкевич.
Больше метра! Понятно же, что кислород в реку почти не поступает. В этом году ледяной покров, как никогда ранее, большой. Нынешняя зима побила все рекорды по морозам: в январе среднесуточная температура составила −28,8 градусов Цельсия. Это на 8,5 градусов ниже средней температуры января за 40 лет наблюдений с 1981 по 2020 год.
Так что, естественный замор рыбы из-за недостатка кислорода — обычное для нашего региона явление для весны. Об этом говорят и бывалые рыбаки.
Тем не менее часть экологов считает, что делать выводы можно только после получения анализов Росрыболовства. По словам Алексея Книжникова из Всемирного фонда дикой природы, может иметь место сочетание техногенного фактора и традиционного замора. Ждем анализов.
… До изобретения газет, радио, телевидения информация циркулировала в обществе в виде пересудов, кривотолков и всевозможных слухов. Сегодня «сарафанное радио» ушло в Интернет, точнее соцсети. Каждому есть что сказать, что предположить — площадка-то просторная. Но давайте все же опираться на конкретные факты, а то, как и со снежным человеком, можем дойти до полного абсурда.
Сегодня над выяснением причин происшествия и его последствий работают надзорные органы и привлеченные ими эксперты. Именно им предстоит дать свою экспертную оценку.
Опубликованных комментариев пока нет.