Недавно в «Школе-мастерской народных промыслов» открылась экспозиция «Сказ о ткацком стане». Примечательно, что это прошло накануне Дня экскурсовода. Экспозиция – часть выставочного проекта «Нить. Символ. Человек». Его разработали по президентскому гранту, а посвящен он истории тканья на территории современной Югры, которая берет начало в эпоху мезолита, когда государств на планете Земля еще и в помине не было. Все это лишний раз подтверждает и символизирует связь человека незримой нитью со своей историей. На выставке можно узнать и увидеть, как выглядели станки в далеком прошлом и каким образом на них ткали полотно.
Какова нить, такова и жизнь
Чем примечательна хорошая экскурсия? В первую очередь тем, что услышанным на ней незамедлительно хочется поделиться с друзьями и знакомыми. С этой ролью блестяще справилась заместитель заведующей школы-мастерской Екатерина Смирнова, рассказавшая немало интересного. Вот и у меня после общения с Екатериной пальцы запросились к перу.
Ручное ткачество не просто одно из древнейших ремесел. Это еще и самый распространенный вид русского народного искусства. В народе говорили: «Какова нить, такова и жизнь». Поэтому к процессу создания ткани подходили со всей ответственностью. А начался он еще при первобытно-общинном строе как эволюция плетения. Простой ручной вертикальный ткацкий станок был создан примерно в шестом тысячелетии до нашей эры.
На Руси прядение стало обязательным женским занятием. Ткать, вязать и вышивать учили каждую девочку вне зависимости от ее социального статуса. Наверное, не было такого дома, где отсутствовал бы ручной станок. Традиционно длинными осенними и зимними вечерами девушки пряли, а ранней весной до начала полевых работ ткали. Любопытно, что прозвище «не ткачиха» считалось для девочки-подростка самым обидным. Ведь каждая должна была самостоятельно изготовить свое приданое: простыни, скатерти, покрывала, полотенца, рушники – которыми потом пользовалась ее новая семья.
Археологические исследования современных ученых свидетельствуют о том, что многие образцы одежды и домашнего обихода, датируемые Средневековьем, отличаются гармоничным колоритом с уравновешенными пропорциями и точным масштабом орнамента. Это свидетельствует о высоком уровне ткацкого мастерства на Руси уже в те далекие времена. Эта замечательная традиция домоткания сохранялась вплоть до первых десятилетий ХХ века.
Екатерина Смирнова ознакомила гостей с видами и техникой прядения. Признаюсь, некоторые слова до посещения экспозиции слышать мне не доводилось. Одно из них слегка режет слух: «сволочок». Оказывается, это обычная круглая или плоская палочка. Но работа на сволочке требует знаний и сноровки. Нитки верхнего слоя попеременно перемещаются вниз. А нижнего – вверх. В результате этих хитросплетений и образуется рисунок. Сам сволочок не ограничивает число ниток и очень прост в изготовлении.
Интересно и то, что многим из этих предметов посвящены загадки. Одна из них, например, такая: «Бежит свинка, вырезана спинка». Правильный ответ: челнок, необходимый для наматывания нити.
Коренные народы Севера тоже занимались ткачеством. Только они использовали в основном крапиву и коноплю, а не лен, как русские. Да и приспособления для тканья у них были проще.
А наиболее символичным атрибутом считался простой вроде бы рушник. Вот лишь несколько характерных фактов. У него не должно быть узелков и петель как с лицевой стороны, так и с изнанки. Это обозначало единство мысли и действия. Лицевая сторона вышивалась для людей, а оборотная – для Бога. Именно по рушникам в первую очередь судили о трудолюбии и мастерстве невесты.
На станках ткали не только одежду, но и ковры с половиками. А вообще желание мастериц сделать свою работу не похожей на другие породило уникальные способы, хранившие свои секреты в сновании, заправке станка, процессе тканья.
Хорошо забытое старое
Все эти экспонаты и сотканная на их подобии продукция как раз и представлена на выставке. Их привезли в Урай из Центра народных художественных промыслов и ремесел Ханты-Мансийска. В нашем городе они пробудут до конца этого года. За это время с ними смогут ознакомиться, наверное, все жители и гости Урая. Причем не единожды. На это надеются и сотрудники школы-мастерской, ведь их предыдущая интересная выставка приняла лишь считанное число посетителей из-за начавшейся пандемии. К слову, все они, кроме экскурсовода, облачились в одежды, которые носили девушки на Руси, и показывали посетителям, как нужно ткать.
– Конечно, экспонаты собраны из современного материала, – говорит Екатерина Смирнова. – Но они – абсолютные аналоги оригиналов, воссозданные на основании описаний археологов, гравюр, картинок и фотографий. А ранее в школу-мастерскую древние бердышки и ничинки приносили горожане, либо передаваемые им из поколения в поколение, либо найденные случайно в окрестностях Урая. Некоторые даже восстанавливать не нужно было. Как, впрочем, и несколько костюмов и рушников.
Есть в школе-мастерской и ковры, изготовленные в давние времена. Один привезли из Тобольска. Второй – из Кондинского района. Эти и другие раритеты останутся здесь навеки. Тут же рядом – половики. Они двух видов. Оригиналы можно сравнить с новоделами самым простым и надежным способом: прикоснувшись руками. Они значительно отличаются на ощупь. К слову, если в большинстве музеев экспонаты трогать категорически запрещено, то в школе-мастерской к этому, наоборот, призывают. Как говорится, лучше один раз прикоснуться, чем сто раз увидеть и тысячу – услышать.
А вот и вертикальный ткацкий станок – один из самых первых в своем роде в истории человечества. Именно на нем на нашей планете впервые произвели полотно. Правда, для интерактива материал используется уже современный. Но именно такие станки и появились, фигурально выражаясь, от сотворения мира. Их, кстати, изображали в Египте на стенах пирамид.
Еще один станок доделывали урайские плотники: со временем деревянные изделия имеют свойство портиться. Но большинство составных частей этого сооружения изготовили в 19-м веке. Он, можно сказать, свой, родной, из Шаимского. Люди обнаружили его под крышей бабушкиного дома, когда делали там ремонт.
На одном из стендов красуются ткани-новоделы, изготовленные мастерами по книге. Воспроизвести их было непросто. Сделать абсолютно такой же рисунок, который указан в образце, удалось путем скрупулезных подсчетов с точностью до миллиметра. И все же у мастериц из Урая хватило терпения справиться со столь кропотливой работой. Мужские рубахи тоже передали из Ханты-Мансийска.
– Я не очень хорошо знаю их историю, но, судя по швам, сшиты они были задолго до наших дней, – констатирует Екатерина Смирнова. – Мы очень ждем гостей, потому что все наши выставки, которые проходили в последнее время, предлагают интересные и в чем-то даже уникальные экспонаты. Мы даем возможность людям самим поработать за этими станками.
У школы-мастерской есть и постоянные посетители, не «прогулявшие» еще ни одной выставки. Их можно увидеть на мастер-классах. Вещи они, конечно, приносят нечасто. Однако, как говорит Екатерина Смирнова, раз в год и палка стреляет. То есть что-либо новое, оно же хорошо забытое старое, в школе все равно появляется.
В течение учебного года сюда частенько заходят школьники. Во время вынужденной паузы экспонаты им показывали в режиме онлайн. Потом сотрудникам разрешили посещать школы. Они шли туда проводить мастер-классы, забирая экспонаты с собой. Некоторые ребята потом записались в школу-мастерскую и сами обучаются ремеслам. Возможно, со временем и они станут экскурсоводами. Да и взрослые, к счастью, порой обогащают свои знания и обретают новые умения. Несколько женщин, например, после занятий теперь могут заправлять станки. Потом они стали волонтерами и научили делать это других девушек. Все эти женщины до наступления дачного сезона практически ежедневно ткали в «Школе-мастерской народных промыслов». Там обучают также работе с берестой и вязанию. Занятия чаще проходят индивидуально, нежели в группах.
Отрадно, что школа-мастерская тесно и плодотворно сотрудничает с коллегами и людьми, благодаря которым у нас есть возможность в прямом смысле прикоснуться к истории. Потому что без постоянного повышения своего культурного уровня, основанного на опыте прошлых лет, у человечества нет будущего.
Фото автора
Опубликованных комментариев пока нет.