×
0

Проекты предпринимателей Югры тиражируются на всю Россию

Проект сургутянина Степана Прокоповича «Мегамаркет соцуслуг» на конец 2019 года имеет более тридцати франчайзи. Причем часть заключенных партнерств – регионального значения. Например, с республикой Татарстан. Кроме того, эта сургутская бизнес-идея в области социального предпринимательства получила предложение стать резидентом Сколково: для дальнейшего развития проекта необходима сквозная цифровая платформа федерального охвата. Техзадание для этого глобального IT-проекта сургутяне уже разработали. Нужны исполнители. Команда разработчиков Сколково подключилась помочь.

— По мнению экспертов Агентства стратегических инициатив, мы можем развить свою сеть до показателя — не менее одного франчайзи в каждом регионе России и в каждом городе Югры. Задача амбициозная, но выполнимая, подтверждается цифрами, — говорит Степан Прокопович.

Взяли на вооружение

Благодаря таким, как Степан, неравнодушным и предприимчивым жителям, Ханты-Мансийский автономный округ и стал лидером по мерам поддержки социального предпринимательства страны. Опыт региона стал основой для соответствующего федерального закона.

— Региональный опыт взят на вооружение не только другими регионами, но и федеральным центром. Югра входит в число экспертов рабочей группы по доработке федерального закона о малом и среднем предпринимательстве в части закрепления понятия «социальное предпринимательство», продвигая также тему безграничности списка мер поддержки, которые дополнительно можно будет устанавливать в субъектах Российской Федерации, — заявил в апреле текущего года заместитель губернатора Югры Николай Милькис.

Поддержка небюджентых проектов в социальной сфере в регионе организована комплексно через центр инноваций социальной сферы и фонд «Центр гражданских и социальных инициатив Югры», а также Фонд поддержки предпринимательства региона.

Чем меньше предложений, тем больше спрос

В начале декабря в маленьком городке на западе Югры – г. Белоярском - прошла форсайт-сессия, посвященная выработке решений по реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы».

Три дня местные бизнесмены, представители власти, общественники, сотрудники кредитных организаций и структур, содействующих поддержке и развитию бизнеса, работали в группах: «Человеческий капитал и развитие социальной сферы», «Производственный, промышленный, туристический и экспортный потенциал», «Экономика, качество жизни и городской среды». По итогам сессии большому жюри участники представили готовые бизнес-планы.

Группа «Человеческий капитал и развитие социальной сферы» предложила дорожную карту по нескольким проектам. Это и «детский сад» для пенсионеров, и Центр профориентации для детей и молодежи, и печатное (электронное) детское СМИ.

Члены группы пригласили к сотрудничеству своих коллег и сформулировали конкретные запросы по разным формам поддержки к членам жюри. Такой детальный подход высоко оценила заместитель губернатора Югры Вера Дюдина.

— Понравилось, как вы перебросили эти «мостики» к другим группам и сориентировались, добавив запросы к жюри — это выше всяких похвал, — сказала она. Было озвучено много идей и в сфере промышленности, туризма и здравоохранения. Говорили о 3D-зоопарке, налаживании производства местных БАДов (в том числе из пантов оленя), переработке дикоросов, способах увеличения туристического потока и многом другом. Так что вскоре у властей и жителей Белоярского может появиться немало «предметов особой гордости» — компаний и их проектов, делающих жизнь лучше.

Залог успеха – личный интерес

Сейчас гордость города Белоярский — частный коррекционно-развивающий центр «ЛогоПлюс». Именно сюда в первую очередь глава города Сергей Маненков приводит гостей, когда речь идет о развитии предпринимательства на территории муниципалитета. Потому что этот живой пример реализации проекта вдохновляет и мотивирует.

Как это очень часто бывает, идее проекта помогла родиться личная социальная боль.

— В нашем маленьком городе не оказалось специалистов, которые могли бы помочь моему ребенку с РАС [расстройство аутического спектра]. Диагноз ему поставили в три года, но логопеды в бюджетных учреждениях сказали, что ему ничем нельзя помочь, — вспоминает Екатерина Канева. — Пришлось решать вопрос самостоятельно: искать специалистов, методики, обучаться самой. Когда я поняла, что результат есть и к тому же я могу помочь еще и другим детям нашего города, появилась идея открыть такой центр, где дети могли бы проходить комплексную реабилитацию.


Сначала была «Академия детства» в арендованном помещении в сто квадратных метров, где с ребятишками работали психолог и логопед. Через год социальный индивидуальный предприниматель зарегистрировала НКО, что открыло ей путь к грантам — президентским и губернаторскому. На эти средства и было создано сегодняшнее наполнение «ЛогоПлюса», который переехал в Белоярский бизнес-инкубатор Фонда поддержки предпринимательства Югры, где предприниматели могут арендовать помещения уже на льготных условиях.

Сейчас условия «проживания» опять меняются, и снова — в лучшую сторону. Фонд готов предоставлять помещение безвозмездно: «ЛогоПлюс» будет оплачивать только коммунальные услуги.

В этом центре есть, наверное, все, чтобы особенные дети могли развиваться, учиться, отдыхать, играть, поправлять здоровье и просто общаться. Спелеокамера, которая помогает избежать простудных заболеваний, кухня «Лого-поварята», славящаяся на весь город своими кислородными коктейлями, здесь дети еще и учатся готовить. Гордость «ЛогоПлюс» — спортивный зал с бассейном и батутной установкой «Поверь в себя!». Ребята здесь через спорт

учатся говорить, занимаются в группе «Ролики мечты», весело в дружной компании проводят время.

Компания ребят – воспитанников «Лого Плюса» - уже действительно большая: около пятидесяти человек. Причем не только из Белоярского. В центре Екатерины Каневой есть пациенты из Березовского и Октябрьского районов Югры.

Курс реабилитации длится три года. Но так как учреждение является официальным поставщиком социальных услуг, дети с ограниченными возможностями здоровья большую часть услуг центра получают бесплатно.

— Я по личному опыту знаю, что это очень хорошее подспорье семьям с особенными детьми. До открытия центра мы вывозили нашего ребенка на реабилитацию в Екатеринбург раз в три месяца. Каждая такая поездка обходилась семье минимум в 300 тысяч рублей, — говорит руководитель «ЛогоПлюса». - При реализации проектов — от идеи до результатов — я ориентируюсь по своему ребенку, — говорит Екатерина. — Например, обратили внимание, что ему очень нравятся батуты, он на них раскрепощается, решили взять их и к нам в центр. Дети ведь не сидят на месте. А вот обучаться тому же счету, проговариванию звуков и прочему, прыгая на батуте, их мотивирует. Им прикольно, а у нас результат.

И попасть в реестр поставщиков социальных услуг, и получить гранты большой проблемой для Екатерины Каневой не стало.

— Готовишь документы, подаешь — и все. Так было с попаданием в реестр и подачей заявки на первый президентский грант — в полмиллиона, — вспоминает социальный предприниматель. — Честно, я сейчас даже не понимаю, как мы его выиграли — заявку написали буквально на коленке. Подготовить документы на грант главы государства в 3 млн рублей и на грант губернатора нам помогли специалисты Центра инноваций социальной сферы Югры — мы прошли обучение на его выездных сессиях.

Грант главы региона помог «ЛогоПлюсу» приобрести бассейн и батут. Второй президентский грант — внедрить новаторскую реабилитационную программу, которая сейчас апробируется. Если результат получится достойным, а белоярские социальные предприниматели в этом фактически не сомневаются, проект можно будет тиражировать и на другие территории региона.


Поставить на поток

Изобретать велосипед предпринимателю из Белоярского, как и многим ее коллегам из других муниципалитетов Югры, не придется. Помощь в упаковке местных проектов в франшизы – одна из мер поддержки Фонда предпринимательства Югры. Помогают в этом федеральные эксперты.

Первый форум «Ярмарка франшиз» состоялся в Сургуте в ноябре. В течение полного рабочего дня эксперты федеральной компании «Франчайзинг-Интеллект» - менторы Сколково на конкретных примерах действующих региональных бизнесов рассказывали предпринимательскому сообществу Югры об особенностях франшизных проектов. В качестве спикеров также выступили и сами франчайзеры из нескольких регионов России. Причем в презентациях были не только отчеты о достижениях, но и истории провалов. С подробными анализами, как добиться первого и избежать второго.

На встречу с экспертами и опытными коллегами, помимо сургутян, приехали предприниматели из многих территорий округа. Тема франшизы сегодня для регионального бизнес-сообщества очень актуальна. Опытные предприниматели все чаще задумываются, как тиражировать свои наработки. Новички – как не прогадать с выбором бизнес-направления и партнера. Не секрет, что среди предложений по франшизе, которых в последние три-пять лет стало очень много, было немало фейков. И немалое количество бизнес-новичков по всей стране обанкротились, даже толком не начав работать. Сейчас, по мнению экспертов, «пена» стала гораздо меньше. И если грамотно подойти к выбору франчайзера, то добиться отличных показателей можно уже на старте.

— С точки зрения развития бизнеса франшиза — это самая жизнеспособная модель. Если, конечно, она основана на правильных принципах взаимодействия, общем понимании ценности у партнеров, — уверен генеральный директор Фонда поддержки предпринимательства Югры Сергей Стручков.

Ярмарку франшиз ФППЮ организовал для того, чтобы обеспечить бизнесу дорогу с двусторонним движением. Точные пропорции соотношения франшиз, которые могут зайти в регион, и местных бизнес-проектов, достойных тиражирования, определить пока сложно. Но по предварительным подсчетам она составляет уже примерно 1:100 (одна югорская на сто международных, федеральных и региональных), что немало.

— Это будет очень неплохо, если югорская франшиза выйдет на международный и (или) федеральный уровень, — считает руководитель фонда.

Перед вами – весь мир!

Дорожную карту по упаковке франшизы можно было составить на месте — в юридической гостиной. В течение всего форума предпринимателей консультировали юристы Единого центра поддержки франчайзинга Юлии Богушевской [Юлия Богушевская—– генеральный директор Компании «Франчайзинг-Интеллект», ментор СКОЛКОВО, председатель правления АНО «Единый центр поддержки франчайзинга», федеральный эксперт по франчайзингу, спикер международных форумов, преподаватель авторского курса «ФРАНЧАЙЗИНГ» в НИУ «Высшая школа экономики»].

— Если у вас успешный бизнес, делать франшизу из региона, можно, нужно и полезно, — считает эксперт. — Потому что только франшиза сделает ваш бизнес еще успешнее и качественнее. Ничего не надо бояться — перед вами Россия, перед вами весь мир. И наши коллеги [спикеры форума «Ярмарка франшиз»] убедительно это доказали.

— Поддержка предпринимательства не должна быть чисто финансовой. Бизнес-модели, технологические и методологические коммерческие основы должны быть жизнеспособными сами по себе. Меры поддержки должны помогать, но ни в коем случае не замещать предпринимательскую активность, — считает Сергей Стручков. — Поэтому наша задача — дать возможность предпринимателям получить необходимые им на определенном этапе знания. В частности, помочь упаковать продукт в франшизу. Но не делать этого вместо них.

На сегодняшний день под патронатом Фонда поддержки предпринимательства Югры находится около десятка бизнес-проектов, которые могут стать франшизами регионального, а возможно, и международного уровней. Сколько из них «выстрелит» - говорить пока трудно. Построение франшизной сети — это задача не одного дня, порой на ее реализацию уходит до нескольких лет.

Одна из задач национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» — создание на региональном уровне от двадцати устойчивых мощных федеральных франшиз в год. Жесткого требования к регионам, например — не менее одной устойчивой франшизы раз в два года — к счастью, нет. Иначе, скорее всего, правительствам ряда субъектов пришлось бы несладко. Но Югре, похоже, можно не опасаться невыполнения задания в случае, если оно появится. Региональный бизнес готов к ее выполнению.

Теги статьи: #Югра #Нацпроекты #Бизнес

Автор текста: Маргарита Стройнова   

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии