×
История
0

Прогулка по Агану

Символ села – приносящая счастье лягушка.


Зимним утром здесь снег такой белый и чистый, что больно глазам. И глубокая тишина, которую лишь изредка разрезает хриплый рык снегохода. 
В Аган корреспонденты «МВ» приехали с вполне определенной целью – собрать материал для работы. А оказавшись на месте, решили совместить приятное с полезным и прогуляться по селу, впитывая его красоту, величественный покой, и познакомиться с историей этого края – реальной и легендами местных жителей.  
Как «присушить» любимую?
- А можно нас провести с экскурсией по Агану? – спросили мы у исполняющей обязанности директора Центра национальных промыслов и ремесел Марины Айпиной. 
- Пойдемте, - охотно откликнулась Марина Михайловна и вывела нас к самому началу села. 
Начинается село с небольшой стелы, на которой написано «Аган 1920». Именно в этом году на месте одного из хантыйских стойбищ началась застройка поселка Аган.  
Сам знак не простой - символичный и представляет собой три юрты, укрытые рыбацкой сетью. На самой большой из них не то знак, не то орнамент, напоминающий лягушку. 
- Символом нашего села является лягушка, - рассказала Марина Айпина, когда от стелы мы пошли вглубь поселка по улице Советской. – Северные народы приписывали ей способность дарить семейное счастье, определять количество детей и даже помогать при выборе мужа или жены. Старожилы-ханты считали, что молодой мужчина мог «присушить» возлюбленную при помощи лягушачьей косточки. Для этого нужно было пришить косточку к рукаву своей одежды и при первом удачном случае как бы нечаянно прикоснуться к женщине. С лягушкой вообще связано много семейных обрядов.
Семь улиц - один дом
Советская улица – центральная. А всего их в селе семь – прямых, ровных, ухоженных, застроенных аккуратными современными домами.
- В 20-е годы прошлого века здесь было построено около 30 домишек, - продолжает рассказ Марина Михайловна. – Их называли «колхозными». Не было в селе ни дорог, ни радио, ни электричества. На территории поселка сплошным массивом поднялась молодая поросль сосняка, создав рассадник для различного гнуса. Средств борьбы с этой напастью еще не было, спасались как могли. Даже в жару ходили в закрытой одежде, жгли сырой мох, некоторые пользовались дегтем. После него, кстати, оставались шрамы, он разъедал кожные покровы. 
Сегодня напоминанием о тех временах остался один домик. Когда старые постройки отправились под снос, его перенесли на территорию музея, чтобы сохранить память о том, с чего начиналось село. 
За разговорами мы дошли до здания аганской администрации. 
- По данным на 1893 год Аганские юрты находились на территории Аганской волости Сургутского округа Тобольской губернии, - пояснила Марина Михайловна. – Непосредственно аганский сельский совет был образован в 1920 году в Локосовской волости Сургутского уезда. В 1922 году его упразднили, а в 1931 создали вновь уже в Сургутском районе. И в 1976 году аганский сельсовет был передан в состав Нижневартовского района.
В состав Аганского участка входили два колхоза – аганский «Первое мая» и варьеганский «Имени Кирова». Они работали вполне успешно – годовая добыча рыбы составляла более трех тысяч центнеров. Действовал цех по переработке рыбы, где ее коптили, сушили, солили.  
По воспоминаниям старожилов, тогда были непростые времена. Ханты жили в летних и зимних юртах, почта из Сургута доставлялась зимой на оленях, летом – на обласах. Уже в 1955 году единственным транспортом в Агане был 20-сильный мотобот и два неводника. Оставляло желать лучшего снабжение продуктами, одеждой и предметами первой необходимости. Добытую рыбу на приемные пункты доставляли лодками на гребнях – рыбаки теряли много времени, а рыбопродукты часто портились.  
Форма из оленьей шкуры
Неподалеку от здания сельской администрации установлен памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
- Мы очень трепетно относимся к празднику Великой Победы, - подчеркнула Марина. – У памятника в этот день всегда многолюдно. Вы, наверное, знаете, что за годы войны из нашего округа на защиту Родины ушли более 17 тысяч человек. Уже 22-26 июня 1941 года Ханты-Мансийский окружной военкомат принял более двух тысяч заявлений с просьбой направить в действующую армию. Началась мобилизация. В максимально короткие сроки организовали систему военного обучения, в ходе которой готовили для фронта снайперов, автоматчиков-лыжников, саперов, связистов.
В большинстве своем представители северных народов не знали русского языка, не умели ходить строем, были слабыми в политической подготовке. Но практически все обладали бесценной способностью сливаться с природой и из десяти выстрелов как минимум девятью попадали в глаз белке.
За это им прощали внешнее и внутреннее несоответствие образу советского солдата, а также маленьких деревянных идолов, которых они носили под формой из оленьих шкур.
- Ряд командиров дозволяли представителям северных народов носить такую «форму», - пояснила Марина Айпина. – В основном это были унты, шапки, полушубки из меха оленей.
Сегодня на памятнике в Агане выгравированы 11 имен, но благодаря поисковой работе учеников местной школы оказалось, что их должно быть вдвое больше. 
«На нарте без оленей»
От памятника наше путешествие по Агану привело к межпоселенческому центру национальных промыслов и ремесел. Он был организован в 2008 году по инициативе местной жительницы Феклы Бондаренко. Будучи человеком деятельным, Фекла Семеновна внесла большой вклад в дело сохранения и развития национальной культуры. Сегодня ее именем в Агане названа одна из улиц.
- С открытием центра в районе увеличилось количество мастеров, - отметила Марина Михайловна. – У нас заключены договоры со специалистами практически из всех поселений. На базе нашего учреждения работают 152 человека. Особенно радует, что возраст мастеров молодеет – многим из них чуть больше 20 лет. Мастера занимаются по 32 направлениям традиционных промыслов и ремесел, в том числе бисероплетением, изготовлением корзин и циновок, работой с мехом, кожей, ровдугой, берестой. 
Проходим дальше и останавливаемся у этнографического музея-театра, созданного в селе также благодаря инициативе Феклы Бондаренко в 1996 году. Будучи директором этого культурного объекта, долгие годы Фекла Семеновна вместе со своим немногочисленным коллективом по крупицам собирала материалы, рассказывающие об истории, быте, обрядах и традициях аганских ханты.  
- Сейчас здесь идут ремонтные работы, - пояснила наш экскурсовод. – Пойдемте, я провожу вас на этноплощадку.
На площадке оказалась настоящая хантыйская изба, чувал под открытым небом, хозяйственные постройки. Они были перевезены сюда в 1989 году с юрт рода Покачевых.
- Мы обязательно приводим сюда гостей, - говорит Марина Айпина. – Их традиционно встречает Хозяин чума, угощаем национальными блюдами, душистым травяным чаем. А за чаепитием рассказываем легенды аганских ханты. Здесь своего рода хранилище легенд, сказаний, песен. Например, вы знаете, откуда произошло название реки Аган, на берегу которой стоит наше село с одноименным названием?
И Марина Михайловна рассказала, что по преданию когда-то давным-давно верховным богом Торумом с небес «на нарте без оленей» была спущена на землю богиня Агана, чтобы защищать и оберегать всех обитателей реки, будь то ханты, ненцы или русские. Много пришлось ей сражаться с великанами и духами, желавшими погубить реку, но сумела она всех победить и сберечь речной простор, спасти людей, животных и рыбу.  
Услышали мы и легенду о медведе, которого вырастил охотник и выпустил в лес, а тот в свою очередь пришел к нему в лесу на помощь, когда на охотника напал страшный зверь. И о духе огня, не терпящем пренебрежительного отношения к пламени домашнего очага, и о приносящей весну и счастье вороне.
Лес, река и... интернет
Нынешнее село мало напоминает первое поселение, выросшее на месте Аганских юрт. Красивое, современное, комфортабельное. Здесь есть вся инфраструктура, необходимая для стабильной жизни, - оборудованные по последнему слову школа и детский сад, дом культуры и почта. В селе работает сотовая связь и интернет, а почти каждый дом украшают телевизионные «тарелки».  
Изменились и люди. Лесные жители – ханты, ненцы, манси – получают сегодня блестящее образование и занимают престижные должности на предприятиях различной направленности. Но большинство из них по-прежнему не мыслят своей жизни без реки и леса, вот и живут, по сути, на два дома - таежный и поселковый. В тайге у них стойбища, там охотятся, рыбачат, у многих олени - словом, ведут привычный образ жизни, который удивительно гармонично ухитряются сочетать с неминуемо наступающей цивилизацией.

Теги статьи: #Нижневартовск #Аган

Автор текста: Наталья Стаброва.    Автор фото: Фото Юлии Пановой.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии