Последние новости

20:46

На пост главы Берёзовского района претендует бывший чиновник, ушедший добровольцем на СВО

18:31

Переведите зарплату в Сургутнефтегазбанк

18:02

Журналист из Сербии снял фильм про Югру и показал его в Белграде

17 апреля

Директор Депсоцразвития Югры Тереза Пономарева покидает свой пост в связи с выходом на пенсию

18:02

В Югре в 2023 году нацпроекты исполнили на 99,98 %

18:00

Подписка «Комфорт» от Сургутнефтегазбанка — еще больше преимуществ

17:24

Насколько сложно мастерам Сургута продавать свои изделия?

15 апреля

В Ханты-Мансийске открылся окружной фестиваль «Студенческая весна»

16:58

Оформите кредитную карту Сургутнефтегазбанка с бесплатным обслуживанием

16:41

ВТБ тестирует собственную метавселенную

16:35

Финалист конкурса «Молодой изобретатель Югры» оформил свидетельство на свой программный продукт

15 апреля

В Югре 16 апреля закроют все зимники и ледовые переправы

16:30

Югра лидирует по сокращению количества несанкционированных свалок

16:21

45 лет совместной жизни в Сургутском районе отметили супруги Гуловы

15:58

Сохраняйте и приумножайте с СНГБ!

14 апреля

В Ханты-Мансийске пройдет Окружная студенческая весна: зрителем может стать любой желающий

Читать все новости

Прошу к столу!

Традиция чаепития коренных народов Севера

Уважаемые читатели!  Мы продолжаем публикацию докладов в нашей традиционной рубрике участников II городских детских краеведческих чтений. К публикации их рекомендовали члены авторитетного жюри чтений, генеральным информационным спонсором которых вновь стала «СТ». Отметим, что в шести тематических секциях чтений приняло участие свыше 100 юных сургутских краеведов. В этом выпуске мы представляем работу ученицы 4-го класса МБОУ НШ «Прогимназия» Ляйсан Хисамовой. Помимо изучения истории нашего края Ляйсан увлекается танцами, бисероплетением и поет в школьном хоре. При этом она учится на одни пятерки! 

Чайный этикет 
С тех пор, как чай прочно вошел в жизнь человека, вот уже три столетия без чаепития не обходится ни одно семейное торжество. В моей семье очень часто пьют чай, это традиция. Попробую описать вечернее чаепитие в семейном кругу.
Прежде всего, чайный стол покрывается скатертью. На него выставляется заварочный чайник, красивые чашки, блюдца и сахарница. Далее на стол ставится разнообразное угощение. В нашей семье принято пить чай не только со сладкой выпечкой, вареньем и медом, а и с пирогами с мясной начинкой, картофелем. Чаепитие протекает неспешно, чтобы успеть обсудить все важнейшие новости и просто отдохнуть. Так чаепитие для нас стало своеобразным ритуалом.   
Мы живем в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Изучая традицию чаепития, я решила выяснить, является ли оно семейной традицией у коренных народов Севера. Ханты и манси высоко ценили тонизирующие свойства хорошего чая. Считалось, что он придает человеку силы, поэтому обязательно пили чай перед охотой и длительными пешими переходами.  
Заслышав приближающуюся упряжку, хантыйская или мансийская хозяйка подвешивала над огнем котел для чая. Это не только жест гостеприимства, но и самое верное средство помочь гостю быстрее согреться и восстановить силы. Котел успевал вскипеть за то время, пока гость распрягал оленей и стягивал с себя верхнюю одежду. Именно с чаепития начиналась трапеза в каждом сибирском жилище. Южные соседи ханты и манси варили кирпичный чай, добавляя в него молоко, масло, а порой и муку, превращая его в сытное и согревающее блюдо.  
Важно отметить особенности застольного этикета ханты. Так, за стол садятся в следующем порядке: ближе к священному углу садится хозяин, рядом — сыновья и дочери, не достигшие совершеннолетия, со стороны входа (восточной) садится хозяйка, ее старшие дочери. Существует традиция: человек, закончивший чаепитие, переворачивает чашку.  Чай и другие блюда подают сначала мужчинам, затем женщинам, а когда в доме гости, то обязательно первым гостям.  Гостей всегда приглашают к столу, свои домашние за стол садятся после них. Хотя хозяевам всегда хотелось поскорее узнать новости, но, согласно традиционному этикету, не принято расспрашивать гостя, пока тот не попьет чая. Лишь когда его чашка оказывалась вверх дном на блюдце, начиналась беседа.  

Кирпич да плитка 
С XVII века, а может и раньше, в Сибирь из Китая завозили особый вид чая — кирпичный — черный или зеленый. Его обменивали на меха. Изготавливали этот чай по особой технологии из высококачественного листа, формируя брусками темно- или светло-зеленого цвета с плотной и гладкой поверхностью. Кирпичный чай удобен для транспортировки, хорошо хранится, не портится от влажности и перепада температур, сохраняя свой вкус и аромат годами. Поэтому он завоевал популярность по всей Сибири и Северу.  
Отделить кусочек от твердого чайного кирпича можно только с большим усилием с помощью ножа или топора. Такую порцию чая бросают в котел, не измельчая. Вода может быть даже холодной или чуть теплой, но не кипящей. Засыпав чай в котел, его не заваривают, а именно варят. Готов он тогда, когда вскипит «ключом» (бурно). Для заварки кирпичного чая нужно в два раза больше, чем обычного — байхового.   
С 90-х годов XIX в. кирпичный чай сменяет чай плиточный — это прессованный байховый чай, но с большим количеством чайной крошки. При заваривании он даже бывает более крепок, чем те байховые чаи, из которых его производят. Это объясняется тем, что прессование происходит сухим путем под высоким давлением. Часть пектинов и смолистых веществ выдавливается из крошки и быстрее переходит в настой. Плиточный чай также удобен в полукочевом быту и даже заслужил название «сибирский».  

Уникальные рецепты 
Китайский кирпичный чай всегда был очень дорогим, поэтому чаепитие было привилегией богатых людей. Чаще в котле варились травы или чага. Для приготовления горячих напитков ханты и манси и по сей день употребляют различные травы: таволгу, листья брусники, княженики, морошки. На Оби разработали свою рецептуру тонизирующего напитка. Его обязательным компонентом был жир — лосиный или олений, реже — сливочное масло или оленье молоко. Кусочек топленого жира опускали прямо в чашку. Это усиливало аромат напитка, придавало ему своеобразный вкус, а главное согревало. Но лучше всего пить чай с жирной строганиной из нельмы или муксуна. Европейцу покажется нелепым глотать с мороза ледяные стружки рыбы, но в сочетании с горячим чаем они мгновенно согревают и насыщают. Вот почему хантыйская или мансийская хозяйка вместе с чаем поставит перед гостем не только хлеб и сахар, но и протянет ему тушку мерзлой рыбы и сплетенный из травы круглый коврик, чтобы тот мог приготовить строганину, — по обычаю рыбу строгают мужчины, женщина лишь может снять с нее кожу.  
Из дополнительных источников я узнала разнообразные рецепты чая у народов ханты и манси. 
Приведу некоторые рецепты чая. Чай из таволги: свежие листья таволги предварительно высушивали, подвесив пучки стеблей с листьями и цветками в полутени. Пригоршню сухих листьев заваривают кипятком, настаивают 20 минут и пьют. Манси называют это растение и напиток из него «манси-чай», а ханты — «ханты-чай». На Назыме приходилось слышать, что за мешок хорошо высушенной таволги в прошлом давали оленя. 
Напиток из корней или ягод шиповника: отвар из корней шиповника — испытанное средство от расстройства желудка и от болей в печени. Он замечательно утоляет жажду, поэтому особенно полезно пить его на охоте. 
Напиток из чаги: с куска чаги в чайник ножом соскребают черные кусочки. На заварной чайник их нужно до двух столовых ложек. Заливают крутым кипятком и настаивают 20 минут.  Таким чаем не рекомендуется злоупотреблять. Ханты и манси считают, что чага размягчает печень и поэтому стоит пить не больше двух недель подряд, а потом необходим перерыв.  Трехдневный настой чаги пьют, если страдают желудком.  
Березовый чай — «сумт-чай». Это любимый напиток хантыйских долгожителей. В отличие от чаги его можно пить сколько душе угодно. У поврежденного березового дерева внутри образуется полость с рыхлой сердцевиной. Весной там скапливается сок, пропитывает древесину и застывает в виде черных стеклянистых сгустков. Их и пропитанные соком древесные волокна извлекают и тщательно просушивают — в сухом виде березовый чай может храниться очень долго. Это естественный консервант березового сока, сохраняющий его полезные свойства. Соковая пора проходит быстро, а «сумт-чай» можно пить целый год. Чтобы приготовить напиток, в чашку бросают небольшой кусочек (при желании его можно измельчить в порошок) и заливают кипятком — сок тут же начинает в нем растворяться. Цвет у напитка очень красивый, красно-коричневый, а вкус и аромат — как у свежего березового сока и талой весенней воды.  
У народов ханты и манси своеобразная церемония чаепития, которая не похожа на традиции других народов. В дальнейшем я решила узнать традиции всех народов, живущих в нашем округе. Я считаю, нужно бережно хранить и передавать из поколения в поколение все тонкости чайного ритуала.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

20:46

На пост главы Берёзовского района претендует бывший чиновник, ушедший добровольцем на СВО

18:31

Переведите зарплату в Сургутнефтегазбанк

18:02

Журналист из Сербии снял фильм про Югру и показал его в Белграде

17 апреля

Директор Депсоцразвития Югры Тереза Пономарева покидает свой пост в связи с выходом на пенсию

18:02

В Югре в 2023 году нацпроекты исполнили на 99,98 %

18:00

Подписка «Комфорт» от Сургутнефтегазбанка — еще больше преимуществ

17:24

Насколько сложно мастерам Сургута продавать свои изделия?

15 апреля

В Ханты-Мансийске открылся окружной фестиваль «Студенческая весна»

16:58

Оформите кредитную карту Сургутнефтегазбанка с бесплатным обслуживанием

16:41

ВТБ тестирует собственную метавселенную

16:35

Финалист конкурса «Молодой изобретатель Югры» оформил свидетельство на свой программный продукт

15 апреля

В Югре 16 апреля закроют все зимники и ледовые переправы

16:30

Югра лидирует по сокращению количества несанкционированных свалок

16:21

45 лет совместной жизни в Сургутском районе отметили супруги Гуловы

15:58

Сохраняйте и приумножайте с СНГБ!

14 апреля

В Ханты-Мансийске пройдет Окружная студенческая весна: зрителем может стать любой желающий

Читать все новости