×
Культура
0

Прыгать с парашютом и путешествовать

Как мусульманину справиться с духовным выгоранием?


Под парашютом, на лыжах, в скафандре — и все это о мусульманах. Имамы развенчивают мифы об исламе, как о религии сплошных запретов. Религия — это не отшельничество, — объясняют имамы. Вера не мешает и даже наоборот обязывает мусульманина быть в самом эпицентре событий, быть в авангарде жизни и заниматься любимыми увлечениями. Ведь это напрямую связано как раз и с его духовной жизнью.


Только для избранных
Далеко не каждый сможет стать настоящим аскетом. В исламе есть такое понятие, как зухд — отрешенность от всего мирского и отказ от земных удовольствий. Но подходить к нему нужно постепенно. При этом далеко не каждый может стать настоящим аскетом. А по мнению священнослужителей, не каждому это и нужно.
— Если человек стал верующим, считают, что он должен всю жизнь только поклоняться. Есть даже стереотип, что человек уходит в другую реальность. На самом деле отрешенность — качество великих людей. Тех, кто достиг высоких степеней в борьбе со своим эго, страстями, похотями и желаниями. Людей, которые практикуют такой образ жизни, единицы. Они выделяются своей религиозностью, своим поклонением среди общества. А мы, мусульмане, стараемся прислушиваться к ним и советоваться с ними, — объяснил заместитель имама поселка Белый Яр Сургутского района Джабраил Хазрат Лагабов. — У этого аскетизма есть свои правила. Пророк порицал, скажем, искусственный зухд. Когда человек искусственно сам старается быть отрешенным, то есть он не пошел по степеням, не улучшался с годами, а враз решил стать отрешенным.
В назидание имамы рассказывают историю, когда к Пророку пришли сподвижники, которые хотели не создавать семьи, а посвятить себя Аллаху. Пророк же сказал: Сказал тот, кто не женится, тот не из нас, он не из моей общины». Настолько строгим было отношение к этому вопросу.
— Человек, который хочет стать крайне религиозным, отказывает себе в естественных вещах и искусственно создает в себе религиозные качества, порицается, — говорит имам. — Одна из женщин пожаловалась на своего мужа, что все ночи напролет он проводит в молитве, а к ней даже не приближается. Пророк вызвал этого сподвижника и сказал ему: одну ночь посвящать молитве, а другую — жене.

О целях и средствах
В мусульманстве есть такое понятие, как «лях» — означает бессмысленное, ненужное. Это развлечения, которые не несут никакого смысла и пользы.
В Суре 23, Аят 3 Всевышний говорил, что истинный верующий уклоняется от всего праздного и бессмысленного, от всего, что не несет человеку пользы. То есть этот Аят должен побуждать человека не заниматься чем попало. Но имамы уточняют, что здесь нужно правильно понимать, что все-таки является бессмысленным.
— Нужно обратить внимание, чем и с какой целью занимается человек. Какие задачи он перед собой ставит. Шариат не запрещает те блага, те пользы, к которым человек расположен по своей натуре. Скажем, нуждается в спортивных занятиях для тела. Это ведь улучшает его физическое состояние, укрепляет его здоровье, — говорит Джабраил Хазрат Лагабов. — Когда человек усердно молится и работает — все это его держит в душевном напряжении.
Пророк говорил: «Сердца утомляются так же, как и тело, поэтому ищите для сердца пути мудрости». Здесь имеются в виду занятия, которые бы расслабили сердце, отвлекли бы его. В другой раз Пророк наставлял: «Расслабляйте сердца от часа к часу». А это как раз о том, что не стоит утомлять свою духовную сторону, загружая себя только поклонением.
— Стоять по 5–6 часов и больше на молитве можно, но не всегда и не всем нужно, — считает имам. — У человека есть обязанности перед своим телом. Он не должен утомлять его, должен беречь. Если выстаивать на коленях по пять часов молитву — это может вылиться в болезни. Нужно, чтобы вера была не во вред.
От повседневной рутины нужно отдыхать. Шариат поощряет то, что поможет человеку «расслабить сердце». Духовная жизнь мусульманина не должна отнимать у него все силы и время, по мнению имамов. Состояние «религиозного выгорания» так же опасно, как атеизм.
Во времена Пророка было популярно плавание, и Он призывал людей чаще бывать на море. Хотя сам жил вдали от него. Современным аналогом для мусульман может стать тот же бассейн. Пророк призывал учиться стрелять из лука и арбалета, участвовать в гонках на верблюдах и лошадях, не отказываться от игр в кругу семьи.
— Развлечения, которые не противоречат Шариату, не занимают все свободное время, как, например, некоторые компьютерные игры, и не отвлекают от молитвы, — подытожил имам. — Пророк говорил: «Развлекайтесь, играйте, поистине я не люблю суровости в нашей религии». Он не любил, когда религия становилась для человека тяжелым бременем: туда нельзя, сюда нельзя, будто религия состоит только из запретов.
Главное, чтобы все эти развлечения выбирались с правильной целью и были полезны. Религия только за всестороннее развитие личности. По аналогии с современностью… Верующие могут ходить в кино, в театр, на выставки. Ничего удивительного, когда дома у мусульманина можно найти сноубордическую экипировку или оборудование для страйкбола. Увлекаются таким хобби даже некоторые имамы.
— Конечно, к этому тоже нужно относиться избирательно. Игнорировать аморальные фильмы и спектакли. Есть много прекрасных исторических, документальных, художественных картин. Да даже фильм про инопланетян, напавших на Землю, и тот может быть полезным человеку. А спорт? Россия славится своими борцами, у нас много общественников занимается спортом, — перечислил имам. — А прыжки с парашютом? Если человек соблюдает условия безопасности, ему хочется испытать адреналин, хочет увидеть мир сверху, то, пожалуйста!
Главное, чтобы все эти развлечения напрочь не поглотили человека. Священнослужители советуют мусульманам и путешествовать, чтобы познавать мир. Как написано в Коране: «я создал вас народами и племенами, чтобы вы друг друга узнавали и изучали».

Автор текста: Анастасия Аладинская    Автор фото: Александр Онопа

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии