×
Общество
0

Пятый модуль

Учиться, чтобы научиться жить в социуме.


С 2008 года в  Излучинске действует школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья.  Открывалась она целенаправленно для тех, у кого были проблемы со слухом, и долгое время существовала в этом статусе.
Сегодня многое изменилось, и целевой задачей учреждения стало обучение ребят и с рядом других проблем. Случилось это благодаря появлению в 2017 году нового здания, способного принимать 120 детей, в том числе и детсадовского возраста.
- Изначально наше учреждение открывалось для глухих и слабослышащих  детей, - пояснила директор интерната Наталья Брусенцева. - Потом построили новое здание, и к нам пришли дети с нарушениями зрения. Впоследствии изучили потребность в образовательных услугах, прежде всего в Нижневартовском районе, и поняли, что существует большая потребность в создании специальных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи. Посовещавшись, разработали специа-льную программу развития нашего образовательного учреждения и поставили перед собой задачу создать модульную школу.
На тот момент в школе-интернате уже обучались дети по четырем видам нозологии - с полным отсутствием слуха, слабослышащие, дети, которые не видят совсем и слабовидящие. В позапрошлом году к ним прибавились ученики с тяжелыми нарушениями речи.
- Мы продолжали изучать образовательные потребности и два года назад внесли изменения в устав учреждения, которые позволили нам принять таких ребят, - рассказала Наталья Николаевна. - В первую очередь это ученики начальных классов плюс дошкольники - у нас есть такое отделение для малышей. Это был уже пятый модуль - совсем другая специфика, совсем другие адаптивно-образовательные программы, для освоения которых наши педагоги прошли профессиональную подготовку. А в 2020 году выявилась еще одна потребность в оказании образовательных услуг детям с ментальными нарушениями.
Количество классов в интернате ограничено, и  главной задачей специалистов стало разместить  модули без ущерба для всех видов нозологий. С проблемой справились, открыв три класса, где обучаются дети с ментальными нарушениями.
- Согласно СанПиНу они могут вмещать не более пяти человек, - отмечает директор Излучинской школы-интерната. - Сегодня у нас пятнадцать учеников, среди которых есть дети с синдромом Дауна, расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями интеллекта. В основном это ребятишки шести-восьми лет. Есть мальчик, которому исполнилось тринадцать, долгое время он находился на домашнем обучении. Для его мамы важно, чтобы ему привили навыки жизни в социуме.
Сегодня интернат полностью укомплектован учениками, и открывать новые классы не планируется, хоть спрос на них и есть. К сожалению, даже новое здание уже не способно вместить всех нуждающихся в специальном обучении.
Нужно отметить, что для педагогов работа с детьми, имеющими ментальные нарушения, - абсолютно новое направление.
- Очень много времени наши специалисты уделяют самообразованию и повышению квалификации, - подчеркивает Наталья Брусенцева. - Нужно понимать, что мы тарифицируемся не по направлениям, а по количеству детей. То есть учитель-предметник должен владеть методикой преподавания своего предмета и у глухих, и у слепых детей, и у детей с ментальными нарушениями. И у детей с тяжелыми нарушениями речи. В каждом случае нужно соблюдать особые требования.
Полное название интерната звучит как Казенное общеобразовательное учреждение Югры «Излучинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Это значит, что оно является подведомственным учреждением окружного департамента образования.
- В первую очередь сюда входит финансирование. То есть директор прописывает финансовые расходы  на технические, реабилитационные и методические средства, в том числе и на обучение педагогов новым методикам, на повышение их квалификации, и нам не отказывают в средствах. Поверьте, материальная стабильность для такого учреждения, как наше, имеет огромное значение, - поясняет Наталья Николаевна.
Что касается обучения педагогов, то его специалисты учреждения проходят в Ханты-Мансийском институте развития образования, где проводится масса семинаров, практикумов, разрабатываются методические рекомендации. Кроме того, интернат и сам является ресурсным центром, поэтому во всех мероприятиях принимает активное участие
Обучение детей с ментальными нарушениями в начальной школе рассчитано на пять лет. Полный же курс составит 13 лет, причем в нем предусмотрена,помимо общеобразовательного обучения, и профессиональная подготовка.
Нужно отметить, что серьезное внимание в школе уделяется социальной адаптации. Помимо основательной работы психологов, немаловажную роль играет инклюзивное образование. Сегодня дети имеют возможность заниматься в спортивных секциях и школах искусств, посещать кружки по интересам.
Большую совместную работу ведет интернат с комплексным центром социального обслуживания населения «Радуга», посетители которого учат детей создавать произведения декоративно-прикладного творчества, с молодежным центром «Луч», КДЦ «Арлекино», библиотеками.

Теги статьи: #Излучинская #школа #интернат

Автор текста: Наталья Стаброва.   Автор фото: Фото Юлии Пановой.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии