Автономный округ подключился к нему в прошлом году с задачей к 2024 году вовлечь в программу не менее 60 предприятий региона. План этот сегодня выполнен почти наполовину.
В процесс рационального реформирования производства влились 24 предприятия из разных сфер деятельности: обрабатывающей промышленности, агропрома, строительной отрасли, ЖКХ. В числе транспортных компаний оказался и один из нижневартовских перевозчиков - ПАТП-1.
Выжить в условиях конкуренции
Предприятие это с хорошим послужным списком. Пассажирскими перевозками начало заниматься с 1989 года. Стартовало с 60 единиц техники и долгое время на дотационной основе обслуживало городские автобусные маршруты. В настоящее время его парк насчитывает 113 единиц автотранспорта, а основная доля перевозок приходится на междугородние и пригородные рейсы.
– В связи с тем, что в последнее время активно развивается малое предпринимательство, в сфере транспортных услуг резко увеличилась конкуренция. Перед нашим предприятием встала новая задача – как выживать в новых условиях, – прокомментировал директор ПАТП-1 Геннадий Калинин.
Первым решением, по его словам, стала реализация программы обновления подвижного состава. Перевозчики полностью заменили технику на межмуниципальных маршрутах. Здесь на линию теперь выходят в основном автобусы 2021 года выпуска и лишь несколько – 2020-го. Закупается новый транспорт для междугородних и городских перевозок. Также предприятие подключилось к региональным и муниципальным экологическим проектам. В частности, сообщил Геннадий Калинин, компания планирует постепенный перевод автопарка на газомоторное топливо.
– В принципе старт этому уже дан: мы купили два новых автобуса НефАЗ на компримированном природном газе, – сказал он. – Правда, эксплуатировать сразу их не сможем – пока в Нижневартовске нет ни одной заправочной станции. Но ввод первой планируется в январе, и мы вдобавок сами участвуем в этом деле, то есть занимаемся строительством собственной газонаполнительной станции. Ее должны сдать в эксплуатацию в сентябре 2022 года.
Следующий решающий шаг руководством ПАТП-1 был сделан в январе, когда здесь услышали о нацпроекте «Производительность труда».
– Естественно, мы с удовольствием решили принять в нем участие, подали заявку, получили одобрение, – рассказал директор предприятия.
Время – деньги
К реализации национального проекта транспортники приступили полгода назад после серии тренингов, знакомства с опытом других компаний и постепенного понимания, к чему в итоге должны прийти. Если коротко, то к изменению культуры производства, объяснил Дмитрий Попов, руководитель проекта Федерального центра компетенций (ФЦК) в сфере производительности труда. На предприятии должна быть создана и внедрена уникальная, присущая только ему производственная система. А в это широкое понятие входит многое – от рациональной организации рабочих мест до заинтересованности в качестве и результате своего труда у каждого сотрудника, начиная от уборщика помещений и заканчивая руководителями среднего звена.
– Мы поставили перед собой следующие цели: повысить производительность труда, снизить время ТО-2, повысить качество ремонта, уменьшить его себестоимость, а также оценить нашу корпоративную культуру и производственную систему в целом, – сообщила ответственная за реализацию проекта от предприятия заместитель директора ПАТП-1 Галина Найгум.
Задача емкая, но осилить ее помогли эксперты-консультанты Федерального центра компетенций и его окружного аналога, созданного на базе Технопарка высоких технологий. Начать преобразования решили с участка РММ, где как раз проводится техническое обслуживание и ремонт автобусов – то самое ТО-2. Явный недостаток, очевидный свежему взгляду экспертов, здесь был в удаленности склада запчастей – он находился в отдельном здании на задворках территории. Потому первое, что сделали новаторы, перенесли его в ремонтный бокс и сразу компьютеризировали систему учета и хранения запчастей. Одно это решение позволило значительно сократить простой транспорта в ремонте, отметил Геннадий Калинин.
Кроме того, на участке внедрили элементарные основы бережливого производства, по-новому организовали систему хранения инструментов для автослесарей. В итоге за полгода участия в проекте предприятие только на ремонте транспорта без потери качества сэкономило 20 млн рублей.
Настроили систему мотивации
Эти и другие предпринятые меры, подчеркнул руководитель ПАТП-1, позволили избавиться от застарелой проблемы – нехватки времени на полноценное техобслуживание автомобилей, из-за чего оно было усеченным. Сегодня, по словам Геннадия Калинина, все ТО-2 выполняются по графику, своевременно и в полном объеме, вдобавок техника еще проходит диагностику и при необходимости сопутствующий плановый ремонт.
– Но главное – мы изменили сознание людей, настроили систему мотивации, – добавил транспортник. – Она завязана на коэффициенте выпуска, технической готовности парка: слесари нацелены на то, чтобы все автобусы были на линии. Поэтому они стараются «не отсиживать» рабочее время, а поскорее выпустить технику на линию, причем обслужить ее качественно, чтобы автобус не вернулся с той же поломкой обратно.
Это отразилось и на уровне заработной платы участников «пилота». За полгода у слесарей она выросла в среднем на шесть процентов, сообщил Геннадий Калинин. Говорить о большем увеличении преждевременно, пояснил он: «Нужно сначала достичь результата. Мы пока к нему идем».
В срок и надежно
– Руководитель предприятия и весь коллектив ответственно отнеслись к реализации данного проекта, потому получили довольно неплохие результаты, – прокомментировал итог первого этапа участия в проекте Дмитрий Попов. – Безусловно, самое главное мероприятие, которое приведет компанию к успеху, – это изменение системы мотивации слесарей. Люди увидели, что работодатель организовал процесс таким образом, что они могут работать проще, легче и с большим результатом. А предприятие готово за это платить.
Свою оценку увиденному дал
заместитель директора департамента промышленности Югры Алексей Михеев:
– Убедился, что на предприятии сформирована команда, которая готова к изменениям. Вот это самое дорогое, потому что следующие кадры, которые придут на это предприятие, будут сразу погружены в культуру повышения производительности труда, в коллектив, в котором все нацелены на достижение определенного результата. Это может быть не только финансовый результат – та же комфортная работа в команде, где ты знаешь, что все будет четко, вовремя, в срок и надежно, то есть в соответствии с основным принципом бережливого производства.
Опубликованных комментариев пока нет.