16.01.2021
«Несправедливость, с которой относятся в Сибири к языческим народам, является причиной того, что они очень робки». «К боязливости народов следует отнести и то, что они неохотно селятся близ трактов или на берегах больших судоходных рек, чтобы не подвергаться обычным обидам со стороны проезжающих», – к таким выводам пришел ученый, знакомясь с Сибирью.Помимо подробного описания уклада сибирских народов, сведений о численности русских городков и юрт остяков, ученый оставил заметки о природе, об остатках бывших поселений или крепостей. Интересовали его и запасы минералов, и полезных ископаемых. В Кодском мужском монастыре Миллер старался найти в документах упоминания о медных и железных рудах.
«Однако из претендующего на медную руду не было найдено ничего, кроме обычного марказита, или серного колчедана. А железной рудой довольно богат весь правый берег Оби, на всем его протяжении, где он гористый», – сообщает он в своих дневниках.В монастыре, пишет он, имеются обычные монастырские постройки, как-то кельи, погреба и амбары. «Вне его в трех дворах живут монастырские служители, а еще здесь имеется 15 дворов бобылей, которые происходят большей частью из крещеных остяков. Они издавна приданы монастырю, который может использовать их для различных работ и за это платит в государственную казну обычные налоги».
«От упомянутого старого остяцкого укрепления еще очень отчетливо видны следы. Оно расположено в одной версте выше указанной маленькой протоки Быстрой, недалеко от берега реки Иртыша, на самом верху горы, высота которой, пожалуй, равна 30–40 саженям и которая очень крута со всех сторон… И действительно, здесь видны следы лишь двух бывших здесь остяцких жилищ, состоящие из ям… Остяки и сейчас еще называют это место в память о бывшем владельце Samar-wasch…»
В Березове Миллер, как он пишет, «имел счастие, при разысканиях в архиве, открыть много старинных и полезных известий, которые все вместе велел списать для будущего пользования». В донесении от того же 1740 года в Академию наук он писал: «Это путешествие было мне весьма полезно для полнейшего изучения остяков и вогулов, их образа жизни и обычаев, а равным образом для составления по рассказам заметок о всем, касающемся самоедов...»Город, который увидел исследователь, состоял из обнесенной палисадом маленькой четырех-
«Что касается названия Сургута, то о нем у меня нет никаких данных, кроме того, что небольшой проток реки Оби, начинавшийся в шести верстах от города и соединявшийся с Обью против города, носил русское название Сургутки и остяцкое – Сургунтль-Мугот».
«Историк должен казаться без отечества, без веры, без государя. Все, что историк говорит, должно быть истинно, и никогда не должен он давать повод к возбуждению к себе подозрения в лести», – считал Герард Миллер.Он стал одной из первых жертв кампании против «немецкого засилья» в русской науке. Но вскоре все встало на свои места. Указом президента академии Миллер получил один из высших постов – стал конференц-секретарем, его восстановили в звании академика и вернули жалованье в тысячу рублей в год. В 1760 году он наконец завершил работу над «Историей Сибири» и продолжил работу над фундаментальным трудом «Описание сибирских народов».
– Это путешествие было мне весьма полезно для полнейшего изучения остяков и вогулов, их образа жизни и обычаев…
Теги статьи: #Герард Миллер #Краеведение #История Югры
Автор текста: Ольга Маслова