Лучшие практики передовых инженерных школ страны изучали сегодня в Югре на семинаре-совещании, проходившем с участием министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Фалькова. Обсуждение состоялось на площадке Образовательного центра Когалыма — филиале Пермского национального исследовательского политехнического университета.
На повестке — обсуждение результатов трехлетней работы проекта и вопросы его дальнейшей реализации, а главное — как сделать передовые инженерные школы максимально эффективными для достижения технологического лидерства страны.
— Это важно не только для округа: такие межрегиональные связи, знакомство коллег с инфраструктурой, особенностями региона — это усиливает наши университеты. И, конечно, создает совершенно другие возможности для получения образования в округе. Потому что от того, как взаимодействуют предприятия, университеты, субъекты друг с другом, зависит в конечном итоге и содержание образования, — отметил Валерий Фальков.

Министр напомнил, что уже шестой год подряд по поручению президента страны правительство реализует ряд связанных между собой программ.
— Все эти проекты имеют одну цель — повысить качество высшего образования в регионах и трансформировать наши университеты исходя из вызовов, которые существуют в мире и в стране, — подчеркнул Валерий Фальков.
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Руслан Кухарук особо выделил роль работы, которую проводят крупные нефтяные компании, действующие в нашем регионе.
— Это большая, серьезная работа по созданию для труда, занятости. Сегодня практически половина всех жителей трудоспособного возраста заняты в нефтяной сфере либо сферах, которые так или иначе связаны с нефтяной отраслью, — сказал губернатор.

Глава региона также представил модель непрерывной подготовки кадров для нефтегазовой отрасли в Югре.
— Специфика нашего региона состоит в том, что уже многие годы была сделана ставка на развитие не только средне-специального образования, но и в том числе созданы условия еще в трех наших вузах. Это Сургутский государственный университет, Сургутский государственный педагогический университет, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия. Мы видим, как увеличивается количество ребят, которые желают поступить как в вузы, так и в колледжи, — отметил Руслан Кухарук.
Глава региона подчеркнул, что создание инновационной образовательной среды в Когалыме вносит серьезный вклад в развитие региона. Также свою эффективность и востребованность показывают специализированные корпоративные профильные классы, открытые по соглашению с нефтегазовыми предприятиями, работающими в автономном округе.
— Образовательная модель «школа — колледж — вуз — предприятие» позволяет взращивать сильных специалистов, развивать их таланты и ключевые компетенции. На базе инновационного научно-технологического центра «ЮНИТИ-ПАРК» в Сургуте намерены также реализовать бесшовную модель подготовки кадров по разным направлениям. В приоритете — разработка технологий энергетической безопасности, здоровьесбережение и качество жизни населения, передовые инженерные технологии и новые материалы, адаптированные к условиям Севера и Арктики, — рассказал губернатор.

В ходе экспертной сессии также рассматривалась роль передовых инженерных школ в обеспечении технологического лидерства. Так, Валерий Фальков обратил внимание на первоочередные задачи.
— Сегодня на первом месте стоит профессиональный уровень преподавателей и весь комплекс вопросов, связанный с этим. Это привлечение преподавателей, то, насколько они готовы нести современные знания, это умение привлекать тех, кто работает на производстве. Я считаю, что пока это одно из самых слабых мест. Мы должны обратить на это особое внимание, — сказал Валерий Фальков,
Среди важных задач министр также выделил необходимость повышения мотивации студентов и качества партнерских отношений с работодателями.
— Совместно с представителями всех 50 российских университетов, где созданы передовые инженерные школы, и представителями компаний мы сегодня обсуждаем, что у нас получилось за первые три года и что надо скорректировать. Все единогласно пришли к выводу, что на новом этапе проекта в центре внимания будет поставлен не вопрос подготовки кадров, как это было в первые три года, а разработки новых технологий, проведения исследований и, самое главное, их трансфер в реальную экономику. То есть умение работать с идеями, заделами, которые существуют, и их как можно более умелое использование в реальной жизни, — отметил Валерий Фальков.

Старший вице-президент по связи с промышленностью Сколковского института науки и технологий Алексей Пономарев рассказал о роли университетов в контексте современной технологической политики. Эксперт отметил, что без собственного технологического ядра страна существовать не может и это понимание окончательно пришло после 2022 года.
— Это ядро формируется не за год, два. Это поколения. Так, 2023 год был посвящен тому, что позиция необходимости технологического ядра детализовывалась в документах и инструментах (и только в конце 2024 года был принят закон о технологической политике). Чтобы на это ушло не 50-30 лет, а 10-5 лет. Мы акцентируем внимание на собственных разработках, — рассказал Алексей Пономарев. — Главное, что было зафиксировано — это то, что мы должны и в состоянии собирать крупные проекты, которые накрывают целые отрасли и подотрасли. И без университетской среды это невозможно. Мы должны сформировать школы, которые работают в другой технологической парадигме.
Напомним, образовательный центр Когалыма — филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, построенный при поддержке ПАО «Лукойл», был открыт 1 февраля 2024 года. Образовательный центр соответствует стандарту оснащения кампусов мирового уровня, включая образовательные пространства и лабораторные комплексы для подготовки инженерных кадров для нефтегазовой отрасли.

Опубликованных комментариев пока нет.