×
Культура
0

Режиссер Игорь Кутьков: "Дети видят Змея Горыныча, каким его показывают. А где фантазия?"

Сургутские актеры создали первый в истории города радиоспектакль. Такие «голосовые постановки» были очень популярны в советские и постсоветские годы. Радиоспектакли звучали из всех радиоприемников. Сегодня это единственный спектакль, который труппа может создать полностью дистанционно, даже ни разу не встречаясь на репетициях. Театральная студия - творческая лаборатория «Кулисы» при Городском культурном центре посвятила радиопостановку Дню защиты детей. Послушать радиоспектакль можно на сайте учреждения и на страницах вконтакте. Он называется «День рождения Дашеньки». Руководитель студии Игорь Кутьков рассказал «СТ» о том, как пандемия заставила актеров вспоминать старые добрые жанры и какую в этом они нашли для себя пользу.

- Игорь, что за актеры в студии «Кулисы»? Выпускники каких-нибудь ГИТИСов или любители?
- Самые разные. Мы вообще относимся к ГКЦ. Там у нас база, сцена. Но еще есть репетиционная точка на ул. Федорова, 73, и я с удовольствием жду там всех желающих старше 18 лет. Там находится наша театральная лаборатория. Задача – не только выпустить спектакль. Как и многие режиссеры, я больше люблю процесс, нежели результат, поэтому мы занимаемся и тренингами. Приходят разные люди – и те, кто живет на сцене, и те, кто хочет с ней познакомиться.

-  Что, вот так просто, с улицы?
- Да. И этих совершенно разных людей надо привести к общему знаменателю! Состав у нас постоянно обновляется. Почему-то, кстати, исчезла молодежь до 25 лет. Может быть, они избрали более простые для себя способы досуга. А у нас все по серьезному. Спектакль готовится от двух месяцев. Очень напряженно. Труд из разряда неблагодарных. Люди собираются после работы. Все работают, все заняты, бездельников мы не держим. Они проходят все этапы: от тренингов по актерству и сценической речи до выпуска спектаклей. Что планируешь, не всегда получается. Это проблема из-за нестабильности состава. Или получается не то, что планируешь, или не в те сроки. А в этом году у нас намечалась бодрая программа, посвященная пятилетию студии, но…

- Так у вас первый юбилей!
- Небольшой такой. Ну мы не сидим, не унываем и сделали радиоспектакль. Мы должны были выпустить два спектакля – взрослый и детский. После отмены самоизоляции успеем, наверное, только один, юбилейный. Вообще, театр невозможно сделать, если к этому относиться, как к работе. Поэтому все это новое всегда закручивается с неимоверной силой, люди увлекаются. Даже тот же радиоспектакль… Таким никто никогда раньше не занимался.

-То есть, это голосовой спектакль?
- Да. Не путать с моноспектаклем, когда один актер хорошо читает весь текст. В радиоспектакле есть целая труппа. В нем также, как и в обычном, есть замысел, реализуется идея, есть конфликт. Ко всему этому надо подойти выразительными средствами. В нашем случае - это шумовые эффекты, это голоса актеров. Они должны быть не просто голосами, а попадать в сердце персонажей, которых озвучивают. Проработать это довольно сложно человеку несведущему. К тому, что визуальный фактор не учитывается вообще, нужно привыкнуть. Поэтому мы очень долго играли и пристраивались. Но мне кажется, что режиссерская задумка удалась.

- Кажется, такие спектакли звучали из радиоприемников в нашем детстве…
- Именно! Я воспитан на старых пластинках со сказками о Бременских музыкантах. Эти сказки читали великолепные актеры. И это давало потрясающий фон для фантазии. Я, уже немолодой человек, с удовольствием слушаю сказки, и у меня работает воображение. Эта фантазия строится на голосах, на умении артиста тебя включить в эту историю. Когда это хорошо сделано, то забываешь, что ты всего лишь слушаешь. Потому то у тебя хорошо работает твоя эмоциональная память, образность и фантазия. По-моему это то, чего сейчас детишкам не хватает.

-Это чего же?
- Все образы в тех же мультфильмах мелькают перед глазами, они уже кем-то выдуманы и нарисованы. Все разжевали, и нет места никакой фантазии. Я представляю Змея Горыныча вот так, а художник его вот так нарисовал, а я не согласен и имею на это право. Дети видят Змея Горыныча таким, каким его показывают. А как же фантазия? Ребенок воспринимает это агрессивную визуализацию, как истину. Это на мой непедагогический взгляд служит дурную службу. Очень люблю слушать радиоспектакли. Нравятся сочные голоса артистов, они завораживают… Вот и хотелось что-то такое попробовать. Мне показалось, что для нашего уровня получилось очень неплохо.

- У вас получилась сказка для детей?
- Жанр спектакля «День рождения Дашеньки» - притча. Я рекомендую ее послушать и взрослым, и детям, потому что там есть замысел, который мы реализовали. Есть выразительность. Это не пустая читка, а все идет к канве определенной истории. Настоящий «дистанционный» спектакль.
Вот-вот. Мы же все это записывали не в студии. В этом вся уникальность. Не знаю, кто бы так когда сделал, если бы не коронавирус. Это все записывалось дома на каких-то своих гаджетах: на телефонах, компьютерах. Потом записи пересылались мне, потом чистились, 150 раз переписывались, если было непопадание в персонажа. Потом все это сводилось, монтировалось с музыкой. Там довольно сложный технический процесс, потому что все происходило на удаленке. Только за это уже можно поставить памятник. Мы вместе не собирались ни секунды. Все через зумы, вайберы, через файлы записи, поэтому и уровень звука варьировался.

- Но раньше, почему-то, вы не пытались работать в этом жанре…
- Необходимости не было. А вот раз Средневековье пришло к нам в 2020-м году, и пришлось работать в таких условиях. Это сложнее и непривычнее все-таки, чем работать с обычным спектаклем. Мы же на это не учились, а просто по наитиям своим каким-то, профессиональному опыту действовали. Технически больше сложнее. Потому что все эмоции надо услышать, точно в них попасть и человеку рассказать, который с этим никогда не сталкивался. Нужно понять, что сейчас твой инструмент – только голос. Твое лицо и руки никому не интересны, поэтому все вложи в голос, весь твой эмоциональный багаж: радость, изумление, ярость, хитрость. Это очень тонкий профессиональный момент. Когда мы подбирали героев, то предварительно отслушивали начитки всех актеров

-Так значит пандемия в каком-то смысле сыграла театру на руку?
Пандемия - это плохо. И даже в страшном сне не представишь, чтобы можно было ходить в театр исключительно по интернету. Вообще все думали, что все очень быстро закончится. Я за этот период, конечно, посмотрел огромное количество спектаклей, на которые бы никогда не попал: французских, немецких, наших… Смотрел, как специалист, изучал режиссерские инструменты. Но все равно, это не то. В театре своя атмосфера. Театр - это история для личного общения. Это личное пространство: твое и актеров, которые исполняют для тебя. Для интернета есть другой жанр, называется кино. Жанр обмана. Там существует огромное количество приемов и всяких штучек, и нет невозможности что-то исполнить, поскольку все можно переписать, дописать, сделать лучше. А в театре такой возможности не существует. Как сыграл один раз, так тебя зритель и увидел. Можешь феноменально репетировать, но провалиться с треском перед зрителями. Все происходит здесь и сейчас.

Теги статьи: #Югра #Сургут #Театр

Автор текста: Анастасия Аладинская   

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии