86.2195   $ 73.4721





Культура
0

Режиссер Сергей Усков: «Театр начинается с темноты и тишины»

Читать «Новости Югры» в

24 мая – старт IX окружной театрального фестиваля “Белое пространство”, которого все так долго ждали. В этом году он впервые пройдет в передвижном формате. Команде фестиваля и критикам предстоит совершить увлекательное путешествие по театрам Югры. Мы поговорили с одним из участников команды, режиссером фестиваля Сергеем Усковым о том, как они готовят “Белое пространство” и в чем заключается “живое искусство”.

Московский актер и режиссер Сергей Усков поставил более 20 спектаклей во многих регионах России. А в его актерском копилке также насчитывается немало ролей в театральных постановках и фильмах. Друг героя и директор Ханты-Мансийского театра кукол Павел Потапов предложил Сергею организовать театральную экспедицию. Режиссеру понравилась идея, и он согласился помочь в ее реализации.

– У экспедиции есть задача ― понять, как работают театры в условиях “Белого пространства”. Помогает ли оно развиваться или мешает? Поэтому мы берем образцы для исследования. На протяжении всего путешествия комиссия их собирает, "выскабливает", “складывает в пакетики” и “инвентаризирует”. Помимо этого идет общение с залом. В нашей команде есть блогер, который освещает экспедицию. В зале он делает репортажи в реальном времени и общается со зрителями, ― рассказывает наш собеседник.

Если перед режиссерами спектакля стоит задача поставить художественное действо и вызвать эмоции у зрителя, то перед Сергеем ─ связать воедино картину фестиваля. 

– Мне нужно, чтобы вышло как минимум не скучно, забавно, весело и одновременно серьезно. Грубо говоря, мы пошутили-пошутили и серьезно представили театр. У фестиваля должна быть форма, внятные ведущие и т.д. Все это создает непрерывное действие, которое распределяется на всю поездку, ― поясняет режиссер.

Команда фестиваля занимается интермедиями, когда нужно разыграть небольшие сценки между действиями спектакля. Перед началом представления зрители услышат звук летящего самолета экспедиции и разные "новости из старого приемника".

– Мы будем знать определенные вещи, которые должны быть озвучены: состав экспедиции, ее задачи, представление жюри и т.д. Потом у нас идет четкая схема, ㅡ говорит актер. ㅡ Наша первая интермедия основная, а вторая, где мы представляем спектакль. Мы расскажем новости о городе, в который прилетели, и о фестивале.

Театральная экспедиция тоже своего рода спектакль, а участники команды ― актеры Ханты-Мансийского театра кукол. В роли блогера ― Петр Парфиров. Эксперта-лаборанта и начальника экспедиции играют Светлана Крюкова и Иван Литвиненко. 

– Мне дали установку, что это театральная экспедиция. Я понимаю, что должен быть обязательно эксперт-лаборант, начальник экспедиции и блогер. Последний ― это связь с народом.  Для нас блогер хорош тем, что он может быть кем угодно. Я придумал этих героев, а дальше – отношения между ними. Кто кого любит, кто кого ненавидит. Начальника раздражает блогер, потому что тот вообще ничего не понимает в науке. И он ждет, когда свалит блогер, чтобы представить жюри. "Выписываешь" эти отношения, а потом из них придумываешь сценки. Сами характеры начинают тебе помогать. Главное, все не затянуть, иначе заскучает публика, ― рассказывает Сергей.

Во время подготовки к фестивалю работа режиссера проходит без трудностей. Ханты-Мансийский театр кукол уже был готов к появлению команды фестиваля. Нужен улавливатель звука? Сделают его из клеевого пистолета и пластмассовой чашки. Прикрепить к приемнику ручку и чтобы внутри него светилась лампочка? Тоже без проблем. Успешное оформление фестиваля зависит не только от команды, но и от принимающей стороны – местных театров. 


– Ставишь перед актером задачу. Если он хороший, то сразу начнет думать, исходя из своего персонажа и предлагать сам какие-то идеи. А ты потом их уже развиваешь. Мне гораздо легче, когда есть отзыв от других творческих людей. Так и должно быть. Театр ― это коллективное творчество, ― поясняет наш собеседник.

Для Сергея спектакль ㅡ это разговор со зрителями на определенную тему. Существует некая "разделительная полоса": актеры подходят к ней со стороны сцены, а зрители – со стороны зала. Однако, есть и другой театральный "постулат" в виде системы координат.

– Точка пересечения “ноль” ― начало театра и спектакля. Хорошо, если в этой точке мы забудем про мир, в котором живем и на какое-то время обретем другой, предоставляемый творческими людьми, ─ уточняет актер. ㅡ Театр начинается из тишины и темноты. В этот момент мы должны через “ноль” вытащить людей в другую реальность и поговорить о том, что хотим. Нужно заставить зрителя не думать, а испытывать эмоции. Чувства ― это кратчайший путь к пониманию каких-то вещей.

Вся семья Сергея Ускова была связана с театром. Он постоянно здесь находился и знал "кухню": ездил на гастроли, стоял за кулисами и участвовал в спектаклях. В детстве нашего собеседникам произошел случай, когда заболела актриса-травести и нужна была замена для спектакля. Маленький Сергей прошел кастинг и впервые выступил на сцене.

– Тогда я сильно испугался. Когда вышел на сцену, то почувствовал дыхание зала и бешеную энергетику. Оттуда идет такое, что ты не можешь спокойно находиться на сцене, особенно, если ты маленький мальчик, ㅡ рассказывает режиссер, ㅡ после выхода я сначала замер и пошел только, когда меня позвал к себе актер. А потом за кулисами ― это такое волшебство. Ты чувствуешь, что все было пустое. Появляется некая душа и что-то происходит в воздухе. 

И даже простуда с температурой 40 градусов не препятствие для настоящего актера. Однажды, во время постановки Сергей так вжился в роль, что болезнь отступила на некоторое время. А после завершения представления лечебное действие спектакля закончилось. И все же, несмотря на все испытания, самое главное в театре...

– ...вызвать какие-то чувства и эмоции. Если этого не происходит, то это не театр, который, по сути, единственное живое искусство. Смотреть спектакль в записи, значит, 90% тебе "не зайдет". Онлайн-трансляция спасает тем, что ты знаешь ― все происходит в реальном времени. Живое искусство ― это здесь и сейчас.

По словам Сергея, если на сцене что-то не получается, то стоит просто взглянуть на ситуацию под другим углом.

– Всегда есть чувство, что ты бездарь. Сначала ты загораешься, а потом в какой-то момент теряешь эту нить и думаешь: “Господи. Все, Сережа, все. На покой. Ничего придумать не можешь”. Возможно ты не туда смотришь, значит, нужно отойти в другую сторону, ― поясняет режиссер.

Фестиваль “Белое пространство” стартует в Нижневартовске. Работа команды тяжела. У актеров будут собственные выступления, но спектакли других, вероятнее всего, вживую им увидеть не получится.

– Я понял такую вещь, что сам фестиваль пройдет мимо нашей команды, потому что мы занимаемся другим делом. Мы его обрамляем, а все, что происходит внутри, не увидим, к сожалению, ㅡ говорит Сергей. ㅡ Проведем одну интермедию, а потом убежим готовить другую. Также у нас передвижной фестиваль, 10 переездов за неделю. Поэтому я молюсь, чтобы у нас на все хватило времени и везде нашлись люди, которые нам помогут.






Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии