В прошедший День муксуна, профессиональный праздник рыбака, Ханты-Мансийский рыбокомбинат выпустил в Иртыш 62 миллиона мальков пеляди и 8 миллионов – муксуна. Это случилось на одном из озер Кондинского района.
Это не помпезный факт, рассчитанный на неосведомленную публику, а один из этапов большой, продуманной программы по восстановлению поголовья благородных рыб Обь-Иртышского бассейна. Но обо всем по порядку.
На одном из грантовых заседаний окружного департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики в этом году состоялась открытая защита проектов по развитию традиционной хозяйственной деятельности Югры. Более сорока хозяйственников представили проекты в различных отраслях экономики, в том числе и рыбной промышленности. И пожалуй, никто не мог предположить, что молодой Николай Андрейченко (сын Сергея Андрейченко, директора Ханты-Мансийского рыбокомбината) наберет больше всех «рыбных» баллов в двух номинациях. И обе касаются кондинской деревни Кама, точнее – освоения озерной системы возле нее.
Еще каких-то сорок-пятьдесят лет назад эти места славились богатыми уловами стерляди, деревню называли не иначе как сметанница, потому что местный колхоз производил очень вкусную сметану. Те благословенные времена прошли, жизнь в Каме захирела. Как сложилась бы ее судьба, если бы в свое время ей не заинтересовался Ханты-Мансийский рыбокомбинат, привлекая к работе местных рыбаков? Восстановился процесс рыбодобычи, а главное, руководство предприятия всерьез задумалось о рациональном использовании и восстановлении биоресурсов. Был разработан соответствующий проект. Его внедрение в жизнь потребовало более пяти лет. Были привлечены ветераны прежнего рыбокомбината, занимавшиеся в нем рыборазведением много лет, специалисты бывшего исследовательского института рыбного хозяйства, опытные рыбаки.
Некоторые люди считали проект утопическим: рыбные запасы региона таяли на глазах, а их восстановлением почти никто не занимался, да и нужных специалистов почти не осталось. И все же процесс пошел, начавшись практически с нуля. Заинтересовались им не только государственные структуры, но и крупные газовые и нефтяные фирмы. Вычищены были от хищной и малоценной рыбы три озерных водоема с акваторией восемьсот гектаров, изучен состав планктона – пищевой базы будущих «аристократов» (сырка и муксуна), создана система водосброса, мелиорации, построена промысловая база.
«Проба пера» по выпуску молоди состоялась четыре года назад, она прошла успешно и вдохновила как разработчиков проекта, так и его исполнителей.
В Челябинске были закуплены личинки сырка и муксуна, по три миллиграмма весом. До Камы они оказались в специальном рефрижераторе, потом в вертолете и 25 апреля бережно выпущены в «родильный дом». Теперь они находились под неустанным наблюдением братьев Алексея и Андрея Кошкаровых, Павла и Владимира Казариных. Два с половиной месяца отслеживался процесс кормления, роста. И вот наступил момент выпуска подросших мальков в речной водоем: для них – вступление в самостоятельную жизнь, для рыбников – торжество успеха, своеобразный праздник. В нем, кроме местных специалистов, участвовали двое ученых, представители центрального управления по водохозяйственной экспертизе и нормативам, 11 представителей «Сургутнефтегаза» и «Газпромнефть-Хантоса», рыбаков было в два раза меньше. Всем хотелось лично принять участие в выпуске в реку благородных рыбешек, подросших до шести-семи граммов. Это почти в семь раз выше нормы, максимальный вес – 18,5 грамма. Не могу представить, как вручную пересчитывались мальки: в ведро их умещалось 1 200 штук!
– Старт пополнению поголовья сырка и муксуна дан! А что же дальше? Сколько времени им требуется, чтобы они достигли промысловой массы, дали потомство? А если их раньше времени выловят рыбаки-браконьеры? И вообще – другие рыбные хозяйства тоже занимаются рыборазведением? – Такими вопросами я закидала директора рыбокомбината Сергея Андрейченко.
– Мальков мы выпустили вполне жизнеспособных, они активно питаются, набирая вес, могут сбежать от хищников, – ответил он. – Через два года рыбки способны дать потомство. Конечно, не все они выживут, но половина выпущенной молодицы – должна. Я с благодарностью называю фамилии тех, кто принимает участие в нашем процессе восстановления рыбных ресурсов Югры, – Юрий Белоусов, Анатолий Тимофеев, братья Кошкаровы и Казарины, другие рыбаки Камы и другой кондинской деревни – Алтай. Если же говорить в целом о восстановлении биологических запасов, в России, то этим начали заниматься почти во всех рыбных регионах. Ну а мы, передохнув, стали готовиться к следующему выпуску молоди сырка и муксуна. Этот процесс станет непрерывным.
Опубликованных комментариев пока нет.