×
Культура
0

«Родной язык – это Родина»

Читать «Новости Югры» в

21 февраля в 12:00 в Югре пройдет фронтальный диктант на хантыйском, мансийском и ненецком языках, приуроченный к Международному дню родного языка.


В этом году участники акции напишут диктант по тексту известного ученого-филолога, писателя, автора двух десятков учебников по мансийскому языку для школьников и высших учебных заведений Матрены Вахрушевой (1918–2000). Диктант пройдет под девизом «Родной язык – это Родина».
Организатор акции – Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок при содействии окружных департаментов образования и молодежной политики, культуры, общественных и внешних связей, а также общественных объединений коренных малочисленных народов Севера Югры.
Консультацию можно получить по телефону 8 (3467) 33-54-35 или по электронной почте организаторов ouipiir@mail.ru.
Все желающие могут присоединиться к образовательной акции и зарегистрировать свою площадку, скачав и заполнив форму до 20 февраля. В настоящий момент зарегистрирована 21 площадка в разных городах автономного округа. В Ханты-Мансийске организовали сразу три: Обско-
угорский институт прикладных исследований и разработок, Музей Природы и Человека и детский этнокультурно-образовательный центр.
Всего за время проведения акции в ней приняло участие свыше 1 500 человек из 11 муниципальных образований Югры, двух муниципалитетов Ямала, а также из Санкт-Петербурга и Ивделя (Свердловская область), Венгрии и Германии.

Марина Кабакова заведующая отделом по проектной деятельности центра историко-культурного наследия «Касум ёх»
- В этом году мы впервые провели экспериментальную языковую смену в этнокультурном стойбище «Нумсанг ёх», которое находится в 12 километрах от села Казым. В ней приняли участие ребята из Казыма, Белоярского, Ханты-Мансийска и Тюмени. Все это время с ними рядом были взрослые, которые знают хантыйский язык. Дети постепенно погружались в языковую среду, это их увлекало. Они самостоятельно создали азбуку на родном языке и пели на нем песни под гитару.
В Казыме мы ведем театр берестяных масок, где дети ставят сценки из медвежьих игрищ и где присутствует аутентичный хантыйский фольклор. В конце прошлого года наши воспитанники стали участниками ритуального комплекса «Медвежьи игрища», который прошел на стойбище в Сургутском районе, недалеко от села Сытомино. Они просто потрясли местных жителей и гостей праздника своей артистичностью, осведомленностью, увлеченностью. Самое главное, что получилось объединиться, сплотиться за эти три дня. Родились новые идеи для дальнейшей совместной работы, для сохранения культурного наследия наших предков.

Ольга Норова педагог дополнительного образования детского этнокультурно-образовательного центра, Ханты-Мансийск
- Дети любят играть – это я взяла за основу в работе. До сих пор эта стратегия меня не подводила. Стараюсь разрабатывать занятия, включая в них что-то позитивное для воспитанников центра, чтобы они, получая знания, вспоминали уроки с радостью. 
Одной из первых моих программ была интегрированная программа по мансийскому языку «Этвит сам» («Росинка»). На уроках краеведение, изобразительное и декоративно-прикладное искусство перекликаются с мансийским фольклором. По ходу занятия идет сравнение современной действительности с историей родного края. Изучение каждой темы завершается практической работой: дети изготавливают поделки, рисунки, участвуют в играх и инсценировках. 
Для работы с детьми дошкольного возраста была создана программа студии раннего развития «Вит сам» («Капелька»). Дети из группы, через изучение мансийского языка, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, с помощью сказок, игр, музыки приобщаются к традиционной культуре обско-угорских народов, знакомятся с бытом, фольклором, ставят театрализованные представления по сказкам, создают поделки и изделия из природного материала, разучивают песни и танцы.

Анастасия Шиянова ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, Ханты-Мансийск
- В этом году в пятый раз Обско-угорский институт проведет фронтальный диктант на хантыйском, мансийском и ненецком языках. Акция призвана привлечь внимание к родным языкам коренных малочисленных народов Севера, а также предоставить возможность всем желающим проверить свои знания, популяризировать и пропагандировать родные языки как средство общения, сохранения традиционной культуры и этнического самосознания народа. Каждый год в нем участвуют более 500 человек, и интерес не пропадает.
Кроме того, наш институт уже более 25 лет занимается изучением языков ханты, манси и ненцев, сбором и сохранением фольклора, разработкой учебно-методических комплексов для детей, не владеющих языком, для общеобразовательных учреждений округа. За это время издано свыше 400 книг – монографий, словарей, фольклорных сборников, учебно-методических материалов по филологии, истории, фольклористике. 
В 2012 году научные сотрудники института инициировали проект издания книг для детей на родных языках. Была разработана и издана серия детских сказок на трех языках – родном, русском и английском. Также проводим образовательные семинары и конференции, посвященные изучению и сохранению языков. Помимо этого, сотрудники пишут научные статьи, словари, ведут научно-исследовательскую работу. Я в настоящее время работаю над лексикой хантыйского языка.

Клим Кантеров оленевод, Лянтор
- Несколько раз я организовывал этнолагерь для городских детей у себя на стойбище, а также в Лянторе, на площадке лыжероллерной трассы. Дети изучали хантыйский язык, участвовали в традиционных народных играх. Двери лагеря были открыты для представителей всех национальностей. 
Сейчас стало сложно заниматься различными проектами, потому что они требуют много отчетности. Я живу на стойбище в лесу, где занимаюсь оленеводством и рыбалкой. У меня трое детей. Они все знают родной язык, потому что живут в среде, где все родные говорят на нем.

Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен.
Фотографии сюжета / 4 фото
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии