Последние новости

19:37

Командир батальона «Югра» идет на довыборы в окружную думу

19:29

В Ханты-Мансийске пройдет «ЭтноСтудФест»

19:15

Участники третьего потока «Формулы роста» в Югре увеличили оборот компаний на 62 %

25 апреля

В Ханты-Мансийске прошла первая встреча участников международного клуба друзей Югры

19:08

Семье Закировых из Пыть-Яха вручили медаль ордена «Родительсткая слава»

18:51

В Думе Югры рассмотрели ежегодный доклад уполномоченном по правам человека в Югре

18:48

Ветераны войны в Югре получат ко Дню Победы единовременную выплату

25 апреля

Общая строительная готовность моста через Обь в Сургуте приближается к 40 %

17:51

Из администрации Сургута уходит начальник управления развития предпринимательства

16:39

Врачи передвижной поликлиники Центра профпатологии за зиму осмотрели более 6 000 жителей отдале...

15:51

Югорские мужчины стали в два раза активнее пользоваться маркетплейсами

24 апреля

В Ханты-Мансийске назвали «Золотые имена многонациональной Югры»

15:48

В Урае спасли упавшую в реку собаку

15:46

Бывший заместитель главы Советского района Югры стал фигурантом двух уголовных дел

15:35

Лучший муниципальный служащий в сфере государственной национальной политики живет в Лангепасе

23 апреля

Большой «Респект». О клубе, изменившем историю адаптивного спорта Югры

Читать все новости

Руководитель «Авиацентра» в Урае Владимир Меньшиков о работе в небе, и о том, как он прививает любовь к авиации детям

Люди всегда стремились покорить небо. Сначала это была мечта, но, когда прогресс начал набирать стремительные обороты, желание превратилось в реальность. Люди смогли побывать в тех местах, которые казались недосягаемыми. С небом была связана и мечта Владимира Меньшикова из Урая, и она тоже сбылась. Владимир – пилот первого класса, отличник воздушного транспорта России, налетал 12 тысяч часов. Сейчас руководитель «Авиацентра», где теперь прививает любовь к авиации детям.


«Я чистый вертолетчик»
Владимир родился и вырос в поселке Кез в Удмуртии. Мечтал стать летчиком с самого раннего детства, с того момента, когда впервые увидел самолет, пролетающий над родным поселком. Правда, тогда он еще не понимал, кто такой летчик, пилот. Мальчик несколько лет хотел попасть в авиамодельный кружок, но из-за юного возраста его не брали. Тогда он пошел в радиокружок, но подсматривал за ребятами, которые делали планеры, модели, наблюдал, как они все это запускали. Дома учился сам делать модели из дерева, из фанеры – из всего, что было под рукой.
И вот в пятом классе его наконец-то взяли в авиамодельный кружок, а затем пригласили и в ракетомодельный. Владимир занимал призовые места на соревнованиях. А потом случилось так, что у группы не стало преподавателя. Тогда директор Дома пионеров предложил Владимиру вести этот кружок.

пилот копия.jpg

– Мне говорили, что у меня есть педагогический талант, советовали идти в учителя, но я отказывался, потому что знал, что буду летчиком. Так что, если бы вдруг не сложилось с авиацией, думаю, я стал бы педагогом, – говорит Владимир Меньшиков.
К слову, после школы он дважды поступал в летное училище, но сначала не везло: был огромный конкурс. Не сразу, но ему все-таки удалось поступить на спецнабор, в итоге он окончил Кременчугское летное училище с отличием.
– Я «чистый вертолетчик» – летал на Ми-1, Ми-4, Ми-8. В 1972 году впервые самостоятельно поднялся в небо на Ми-1.
Русские пилоты – самые лучшие
После учебы он приехал на работу в Урай в качестве второго пилота. И уже через год стал командиром вертолета Ми-4.
– Наш экипаж был очень дружный и слетанный, мы понимали друг друга с полуслова, с полувзгляда. Нас даже иногда ругали вышестоящие командиры за то, что мы не выдаем друг другу команды, необходимые по инструкции, но они нам и не нужны были. Наш экипаж неоднократно награждали за отличную работу по строительству линий электропередачи и за другие работы. Мы были признаны лучшими в Тюменской области, – рассказывает Владимир Меньшиков.
В начале девяностых югорский пилот участвовал в гуманитарной миссии в африканской Анголе. Именно там на его пути встретились самые опасные погодные условия за всю карьеру.
– Мы летели с берега Атлантического океана вглубь материка и ночью попали в две параллельные фронтальные грозы. Это такая гроза, которую никак не обойти. А впереди нас был только горный хребет высотой более двух тысяч метров. Шел ливень, видимости никакой, землю не видно. Мы переживали – не отказали бы двигатели. Не могли обойти ни грозу, ни ливень и приняли решение подобрать площадку и произвести посадку. Темная африканская ночь. В то время не было спутников и навигаторов, – вспоминает Владимир.
Он и экипаж, зная район полетов, помнили, что где-то поблизости должна быть железная дорога, и полетели в том направлении. Заметив огонек, осмотрелись и начали посадку.
– Мне повезло с ребятами. Каждый сохранял спокойствие в напряженной ситуации и четко выполнял свою работу. Приземлились. Я переключил связь на запасные каналы, где нас уже вызывали другие экипажи на английском и русском языках, понимая, в каких сложнейших условиях мы оказались. Доложил в эфир, что вертолет, экипаж и пассажиры в порядке.
А утром, когда рассвело, все увидели, что вертолет стоит на пятачке земли, а вокруг – окопы, взорванные и искореженные металлические конструкции, порванные провода.
– По возвращении в Россию мне сказали, что у меня появились седые волосы, а я блондин. Во время работы в миротворческой миссии в Анголе мы оставили очень хорошее впечатление о себе у представителей Организации Объединенных Наций. Как они сами говорили, русские пилоты – лучшие пилоты!
африка.jpg

Уникальные экспонаты
Владимир Меньшиков еще в профессии проявил талант педагога, став наставником для многих начинающих пилотов. И все-таки ему пришлось стать воспитателем, как это предвещали ему еще в подростковом возрасте. Он уже больше 50 лет занимается с детьми и молодежью.
Сегодня Владимир – руководитель урайского «Авиацентра», где тренирует спортсменов, учит их делать модели летательных аппаратов. Сейчас его новая цель – создать окружную юношескую планерную школу.
Педагог уверен: работая с подростками, он должен не просто рассказывать о себе, своей работе, своих полетах, истории авиации, а наглядно показывать это в деталях, каждая из которых несет в себе целую историю.
– Мы решили создать музейную экспозицию авиации, космонавтики и моделизма в Югре. Большим подспорьем для осуществления наших планов стал грант губернатора автономного округа. Нам уже многое удалось воплотить в жизнь, к нам приходят много детей, которым действительно это интересно – и целыми классами, и небольшими группами, с родителями. В детских глазах загорается огонек от увиденных настоящих деталей летательных аппаратов, в том числе привезенных с космодрома Байконур, у них появляется мечта. Как для меня в детстве было важно посидеть в кабине самолета, прикоснуться к настоящему планеру – это все очень интересно и остается в памяти надолго, а у кого-то навсегда!
Пилот убеждает, что на выставке каждый экспонат уникален. Но особенно он выделяет один – шаробаллон ракеты Н-1.
– Когда наша страна участвовала в лунной гонке, Сергей Королев готовил ракеты-носители для полетов на Луну с высадкой космонавта. Было изготовлено семь ракет Н-1. Предполагалось, что полетит Алексей Леонов, а в качестве его дублера будет Юрий Гагарин. В итоге было проведено четыре запуска непилотируемых ракет, но при каждом из взлетов возникали нештатные ситуации: первый запуск закончился взрывом прямо на старте, второй взрыв произошел на высоте 700 метров, а четвертый – на большей высоте. Все время были взрывы. Во время второго взрыва шаробаллон отлетел на огромное расстояние от точки запуска. Долгое время люди находили разные детали от ракет Н-1, – рассказывает Владимир.
Кроме того, в экспозиции есть точные копии личных вещей Сергея Королева – подстаканник, портсигар, защитные очки. Есть предметы с площадки гагаринского старта. На выставке много интересных экспонатов «с историей» – часть хвостового оперения космического челнока «Буран», того самого, который слетал в космос и вернулся на Землю, фрагменты второй ступени ракеты-носителя «Союз» и многое другое.
– Самая старинная вещь в музее – с тех времен, когда я учился во втором классе. Я тогда уже мечтал стать летчиком. И вот иду из школы, и внезапно перед глазами вижу настоящий серебристый планер. Побежал за ним. Забыл все и вся! Планер остановился на горе, я просил пилотов взять меня полетать, но не взяли. Время было уже позднее, и я пошел домой. Получил от папы «по первое число» за то, что после уроков меня все потеряли. Меня наказали, но я был самым счастливым, потому что видел планер вживую. Спустя много лет я нашел части крыла того самого планера и привез к нам в музей. Это память! Это история! И это будущее! – уверен Владимир Меньшиков.
Интересный факт
Долгое время у Владимира была мечта полетать на автожире – это гибрид самолета и вертолета. И вот спустя 50 лет после первого полета он на нем полетал, причем на том же аэродроме, где впервые поднялся в небо.

Кстати
В 2021 году на средства гранта губернатора Югры Владимир создал экспозицию по истории авиации, космонавтики и моделизма «Открывая небо». Здесь есть уникальные предметы – личные вещи астронавтов, космонавтов-испытателей, переходный отсек и ступень ракеты «Союз», упавшие в Кондинском районе в 2020 году. Сотрудники «Авиацентра» проводят выставки для урайцев и гостей города, ведут поисковую и исследовательскую деятельность, привлекая к ней студентов и школьников.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

19:37

Командир батальона «Югра» идет на довыборы в окружную думу

19:29

В Ханты-Мансийске пройдет «ЭтноСтудФест»

19:15

Участники третьего потока «Формулы роста» в Югре увеличили оборот компаний на 62 %

25 апреля

В Ханты-Мансийске прошла первая встреча участников международного клуба друзей Югры

19:08

Семье Закировых из Пыть-Яха вручили медаль ордена «Родительсткая слава»

18:51

В Думе Югры рассмотрели ежегодный доклад уполномоченном по правам человека в Югре

18:48

Ветераны войны в Югре получат ко Дню Победы единовременную выплату

25 апреля

Общая строительная готовность моста через Обь в Сургуте приближается к 40 %

17:51

Из администрации Сургута уходит начальник управления развития предпринимательства

16:39

Врачи передвижной поликлиники Центра профпатологии за зиму осмотрели более 6 000 жителей отдале...

15:51

Югорские мужчины стали в два раза активнее пользоваться маркетплейсами

24 апреля

В Ханты-Мансийске назвали «Золотые имена многонациональной Югры»

15:48

В Урае спасли упавшую в реку собаку

15:46

Бывший заместитель главы Советского района Югры стал фигурантом двух уголовных дел

15:35

Лучший муниципальный служащий в сфере государственной национальной политики живет в Лангепасе

23 апреля

Большой «Респект». О клубе, изменившем историю адаптивного спорта Югры

Читать все новости