Всегда в красиво повязанном платке и длинном платье, со скромной улыбкой. Необычайно нежный образ Румии запомнился мне с нашей первой встречи около года назад. Я была рада вновь пообщаться с этой милой женщиной. То, что она пригласила меня в мечеть, было совсем не удивительно. Здесь Румия проводит значительную часть своего времени. Она – супруга имам-хатыба Абдульхалима хазрата. А еще преподает основы ислама и арабский язык. Могла ли Румия представить себе, когда впервые переступила порог священного места, что свяжет с ним всю жизнь?
О вере
Ее первая встреча со Всевышним в мечети произошла далеко от Урая, в родном городе Ишимбае Республики Башкортостан. Румия тогда только окончила школу.
– У нас в городе строили мечеть, и я с подружками-одноклассницами решила пойти посмотреть. Нас встретили очень хорошо и даже предложили помочь расписать стены в одной из комнат. Мы решились попробовать. Делали это, конечно же, под руководством опытного художника, – вспоминает Румия. – Затем нам рассказали о том, что при мечети проводятся занятия для тех, кто хочет больше знать о вере, преподают арабский язык, чтобы читать Коран в оригинале. И мы втроем начали ходить на эти занятия. Я очень заинтересовалась религией.
Родители Румии к традициям относились уважительно, но глубоко верующими людьми не были, как и многие советские люди.
– Думаю, что самое первое зернышко в меня заложила бабушка, которая перед сном учила молитвам, рассказывала об Аллахе, – делится она. – Вообще, среди моих предков были очень грамотные и набожные люди, хотя никто не имел духовного сана. Наверное, эта тяга к познанию своей веры передалась мне на генетическом уровне, вот так, через поколение.
Когда Румия решила поступать в Медресе, родители препятствовать не стали и все же надеялись, что дочь передумает и получит светское образование в Башкирском государственном университете. Но девушка оставалась тверда в своем желании ехать в Казань, где на тот момент находилось единственное духовное учебное заведение для мусульман.
– Это был мой личный выбор, – говорит Румия.
Он и привел ее к еще одной важной встрече – с будущим супругом. Символично, что произошла она все в тех же стенах мечети.
– Мы с подругами пришли на праздник в честь установки минарета, завершающего строительство. Абдульхалим тоже приехал туда из соседнего городка вместе с родственниками, – рассказывает моя собеседница. – Нас познакомил его дядя. Выяснилось, что мы собираемся поступать в Казань в одно учебное заведение. Тогда дядя сказал: «Вы – земляки. Имейте в виду, если будет трудно, обращайтесь к нему за помощью».
О любви
Румия сразу же приглянулась Абдульхалиму.
– Наше общение происходило не так, как это принято сегодня у многих молодых людей, – обращает внимание Румия. – Намерения изначально были серьезные. Мы знали, что поженимся. Наши родители сразу же познакомились и договорились о свадьбе. Чтобы исключить пересуды и ненужные разговоры, Абдульхалим сообщил о том, что я засватана даже ректору университета. Об этом должны были знать все.
Вообще, у татар и башкир принято, чтобы в выборе жениха и невесты участвовали их семьи.
– Раньше будущие муж и жена могли даже не видеть друг друга до свадьбы, – рассказывает Румия. – Решающее значение имело только то, чтобы духовно и материально они были ровней. Меньше будет проблем. Сейчас, конечно, не так. Однако традиция присматриваться к семье избранника или избранницы осталась.
Как показывает практика, традиционное воспитание вполне способны воспринять даже современные дети. Моя собеседница признается, что была удивлена, когда ее старшая дочь Аделя заявила, что выйдет замуж только в том случае, если жених понравится папе.
– Зная ее характер, я не ожидала, – говорит Румия. – Хотя она у нас вообще папина дочка. Слушает его во всем и полностью доверяет.
Кстати, Аделя пошла по стопам родителей и сейчас учится в Медресе, попутно получая юридическое образование.
– Это было ее решение. Мы были бы рады и светской профессии, хотя, признаться, желаем, чтобы наши дети получили духовное образование, очно или заочно, в первую очередь для себя. Сейчас много различных течений в исламе. Важно в них разбираться, – говорит Румия.
О семье
Сейчас много говорят о женщине в исламе и вообще в традиционном обществе на фоне современного зашкаливающего феминизма. Румия уверена, что каждой женщине важно чувствовать себя, прежде всего, защищенной.
– Не вижу ничего плохого в мужской опеке, – говорит она. – Пока я не была замужем, обо мне заботился отец. Провожал, встречал, интересовался, где я и с кем. Теперь со мной всегда рядом муж. К примеру, я никогда не путешествую одна. Если со мной не может поехать супруг, то едет брат. Мне же легче. А вдруг что случится в дороге, что я буду делать одна, с детьми? – рассуждает моя собеседница.
Вообще, в исламском обществе женщина никогда не останется одинокой. Если нет отца и мужа, то всегда рядом будут ближайшие родственники – братья, дяди…
Между тем у женщины своя особенная роль в семье.
– Мужчины без нас тоже не могут. Мы все одинаково необходимы друг другу, – рассуждает Румия. – У татар говорят: «Муж голова, а жена шея». Своей мудростью женщина способна направлять мужчину. Вообще, у каждого в семье есть свои права и обязанности. Требуя своих прав, никто не должен ущемлять прав другого. В то же время если ты сам не соблюдаешь свои обязанности, то не можешь требовать этого от того, кто рядом.
При этом она отмечает, что такое деление касается скорее неких фундаментальных вещей, а просто в быту вполне возможно делать все пополам.
– Если жене тяжело, мужчина должен помогать. Не трудно ведь иногда помыть пол, приготовить ужин. Ничего зазорного в этом нет. Это и Пророк делал. Муж видит, что я устаю с детьми, и всегда готов прийти на помощь. Разве что уроки с ними я всегда делаю сама. Просто у меня это лучше получается, – делится Румия.
О корнях
Саму себя она в шутку называет «дитя мира».
– К какой-то конкретной национальности я себя причислить не могу. Мне важнее принадлежать к определенной культуре. Прежде всего я – мусульманка, а уже потом все остальное, – говорит Румия. – Можно сказать, что я – башкирка, но не чистокровная. Во мне несколько кровей, в том числе татарская. Среди двоюродных дядей и дальних родственников есть казахи, чеченцы, мордвины. От всех понемногу взяла. (Смеется.) Особенно это отражается в кулинарных пристрастиях нашей семьи. И татарский бешбармак любим, и чеченские хинкали, и узбекский плов…
Сейчас родня Румии разбросана по разным уголкам страны.
– Когда едем в отпуск, то стараемся заехать ко всем. «Круг почета» это у нас называется. (Смеется.)
Везде нас встречают с удовольствием и радушием. Застолье, баня, все как положено, – рассказывает она.
Путешествовать Газизовы предпочитают, что называется, своим ходом, на автомобиле. И это при том, что в семье четверо детей, младшему из которых, Мансуру, всего пять лет.
Вообще, в Урай супруги перебрались в 2000 году.
– Наверное, я здесь была первой мусульманкой, которая всегда носит платок, – рассказывает Румия. – Люди удивлялись. Это казалось им непривычным.
Кто бы мог подумать тогда, что лет через пятнадцать встретить на улице такую девушку будет проще простого!
Первой в этом отношении Румия была и среди своих родственников. Она подробно разъясняла им, почему женщине важно покрывать голову и какие вообще существуют нормы в исламе. В итоге вслед за ней потянулись многие близкие.
Надо сказать, что многочисленная родня не только любит принимать Газизовых у себя, но и с удовольствием сама отправляется к ним в гости. Еще бы. В их доме всегда царят уют, тепло и ведутся интересные беседы.
– Главные праздники в нашей семье – религиозные, – рассказывает Румия. – Это Ураза-байрам и Курбан-байрам. Еще мы любим наш народный праздник Сабантуй.
Минуты, проведенные с детьми, для родителей бесценны. Старшая дочка уже уехала учиться в другой город, один за другим повзрослеют и остальные.
– Все самое лучшее в себе мы стараемся передать детям, – признается моя собеседница. – Они должны быть интересными, образованными людьми, создать крепкие семьи. Мы каждый день молим об этом Всевышнего и верим, что Он слышит нас.
Фото автора
Опубликованных комментариев пока нет.