Выбран регион
×
История
0

Русский Леонардо

Можно без преувеличения сказать: для нефтяной промышленности ни один изобретатель не сделал столько, сколько Владимир Шухов. 28 августа исполнилось 165 лет со дня рождения великого инженера и архитектора.


– Первый нефтепровод, насосы для перекачки нефти, первый трубопровод для транспортировки керосина и резервуары для хранения нефтепродуктов, первые наливные баржи, переработка нефти и создание крекинга – все это Владимир Шухов. Мы, по сути, разрабатываем его инженерные идеи, когда сегодня наращиваем добычу, прокладываем трубопроводы, строим танкерный флот, повышаем глубину переработки нефти. – Так оценил его вклад в отрасль президент нефтяной компании «Лукойл» Вагит Алекперов.
Ген изобретательства
Шухов действительно был щедро одарен. Только представьте, что за свою 85-летнюю жизнь он, помимо перечисленных изобретений, спроектировал более 400 железнодорожных мостов, первые русские танкеры, ажурные стеклянные перекрытия в ГУМе, знаменитую телебашню на Шаболовке (оттуда обычно шла трансляция «Голубых огоньков»), дебаркадеры Киевского и Казанского вокзалов и многое другое.
Даже не приняв революцию, он продолжал трудиться на государство. «Мы должны работать и работать, независимо от политики. Башни, котлы и стропила нужны, и мы будем нужны», – писал Шухов в своем дневнике. В этом он никогда не сомневался.
Ген изобретательства в нем проявился с детства. Володя Шухов родился в 1853 году в Курской губернии. Отец Григорий Шухов был директором филиала Петербургского государственного банка, владел несколькими языками, дружил со знаменитым хирургом Николаем Пироговым (в его честь назван теплоход, на котором уже много лет работает плавполиклиника, обслуживающая отдаленные поселки Югры).
В Санкт-Петербурге, куда перевели отца, Владимир Шухов поступил в гимназию. Учителя отмечали его незаурядные способности к точным наукам, особенно к математике. В четвертом классе он создал собственное доказательство теоремы Пифагора, чем изумил даже профессуру.
В 1871 году Шухов поступил в Императорское Московское техническое училище, знаменитую сегодня Бауманку. Среди его преподавателей был и основоположник современной гидро- и аэродинамики Николай Жуковский. В 1874 году студент изобрел паровую форсунку для сжигания жидкого топлива. И это было только начало.
В импортозамещении не было нужды
Изобретать для нефтяной отрасли молодой талантливый инженер начал после того, как познакомился в Америке с предпринимателем Александром Бари. Его фирма вела строительные и инженерные работы на нефтяных месторождениях Баку. И Шухов в 1878 году поехал в Азербайджан. Там он построил первый нефтепровод длиной 10 километров. В России ничего подобного не существовало. Заказчиком выступила фирма «Братья Нобель». Второй неф-
тепровод инженер спроектировал в следующем году, а чуть позже был построен первый в мире трубопровод для предварительно подогретого мазута.
Надо сказать, добыча в то время велась примитивным способом. Нефть хранили в открытых котлованах и транспортировали в бочках на телегах или пароходами. Из нее получали используемый для освещения керосин – и все. Трудно сейчас в это поверить, но мазут и бензин в то время считали промышленными отходами. Территория нефтяных месторождений была отравлена нефтью и мазутом, просочившимися в почву из котлованов. 
В 1878 году Шухов разработал оригинальную конструкцию цилиндрического металлического резервуара для хранения нефти, и уже через год ее перестали держать в котлованах. В 1879 году он запатентовал форсунку для сжигания мазута. Менделеев высоко оценил вклад Шухова в использование мазута как топлива, и это было признанием высочайших заслуг изобретателя. Позднее были созданы насосы для подъема нефти из скважин, изобретен эрлифт (газлифт), выполнено проектирование и строительство нефтеналивных судов и установок для дробной перегонки нефти. Инженер Шухов и его помощник Гаврилов спроектировали первую в мире промышленную установку непрерывного термического крекинга нефти.
Через тридцать лет, в 1923 году, в Москву прибыла делегация компании «Синклер Ойл». Она настаивала на том, что это ее специалисты изобрели крекинг. Началось разбирательство. Но Международный патентный суд в Гааге признал В. Г. Шухова и С. П. Гаврилова единственными изобретателями термического крекинг-процесса, американские крекинг-установки не являлись оригинальными. 
В 1934 по проекту и при техническом руководстве Шухова был построен нефтеперерабатывающий завод «Советский крекинг» в Баку, где впервые в России был использован шуховский патент на крекинг-процесс при создании установок для получения бензина.
Только перечень изобретений Шухова позволяет с уверенностью говорить о том, что нефтяное производство в конце XIX – начале XX века не только не нуждалось в импортозамещении, но и представляло собой площадку для внедрения инновационных, как сейчас говорят, проектов, у которых не было аналогов в мире. И во многом это заслуга русского Леонардо, как на Западе называли Владимира Григорьевича.
Чехов увёл невесту
Во всех изобретениях Шухова была страсть, пульс жизни. Он и сам был очень страстным человеком, дамы в него влюблялись с первого взгляда. Еще бы! При их появлении он вставал, к прислуге обращался на Вы, благоухал дорогим парфюмом, обливался ледяной водой по утрам, играл в теннис, ходил на лыжах и катался с особым шиком на велосипеде. В те годы велосипед только появился на улицах столицы, и его обладатель был круче, чем сегодня владелец частного самолета.
В Шухова была влюблена артистка МХАТ Ольга Книппер. Роман продолжался два года, дело шло к свадьбе. Но она не состоялась: дорогу перешел Антон Чехов. Хотя, быть может, в этом повинна и мать изобретателя. Вера Капитоновна была женщиной властной и считала, что ее сыну рано обзаводиться семьей. Шухов еле пережил сердечную драму. Он еще долго хранил письма возлюбленной, пока они не сгорели во время пожара. Только в 40 лет Шухов решил жениться.
Избранницей Владимира Григорьевича стала Анна Мединцева, дочь железнодорожного врача. Анна Николаевна происходила из древнего, но обедневшего рода Ахматовых и доводилась родственницей Анне Ахматовой.
У Шухова в браке родилось пятеро детей: Ксения, Сергей, Фавий, Вера и Владимир. Во время Гражданской войны один сын сражался в армии Деникина, другой – у Колчака.
Говорит и показывает Шаболовка
После революции Шухов получил заказ на сооружение башни для радиостанции на Шаболовке в Москве. Он представил проект конструкции высотой 350 метров. Однако в стране не было необходимого количества металла. Тогда Владимир Ленин издал распоряжение найти металл хотя бы на 150-метровую башню. И нашли, разумеется. Примечательно, что на единицу высоты башни Шухова было израсходовано в три раза меньше металла, чем при строительстве Эйфелевой башни в Париже.
Был момент, когда большевики чуть не расстреляли царского инженера. При возведении одной из секций башни случилась авария, и Шухова приговорили к расстрелу. К счастью, приговор в исполнение не привели.
19 марта 1922 года началась трансляция радиопередач, а телетрансляцию на Шаболовке запустили лишь в 1939 году. Не имеющая аналогов гиперболоидная конструкция, выполненная в виде несущей стальной сетчатой оболочки, долгое время оставалась самым высоким и прочным сооружением в России. Она выдержала даже столкновение с почтовым самолетом в 1941 году: летчик погиб, самолет развалился на части, а башня уцелела, ей даже не потребовалось серьезного ремонта. Вдохновленный творением Шухова, Алексей Толстой написал роман «Гиперболоид инженера Гарина».
Башня, которую несколько лет назад приговорили к демонтажу, стоит до сих пор как памятник инженерной мысли русского Леонардо. Что же касается нефтепроводов, то они не теряют своей актуальности. Замену им не нашли. Есть нефть – будут и трубопроводы, придуманные инженером Шуховым. Свою работу тот делал на века.
Фотографии сюжета / 2 фото

Теги статьи: #Владимир Шухов

Автор текста: Ольга Маслова   

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Также читайте